- Мадагаскар. Архитектура и изобразительное искусство
Салфетка из рафии.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.Народная архитектура разных районов Мадагаскара имеет ряд общих черт: прямоугольный план (круглые хижины изредка встречаются только на северо-западе острова Мадагаскар), остроконечная двускатная крыша с высоко поднятой коньковой балкой, вытянутые вверх пропорции, ориентация дома с севера на юг. Во влажной тропической области сооружаются деревянные дома на столбах, с крышей из пальмовых листьев; в засушливых районах дома из тростника ставятся прямо на грунт; в северо-западной части острова строят бамбуковые хижины с соломенными крышами. В центральной части страны с умеренным климатом преобладают 1—2-этажные дома из белой или красной глины, с соломенной или черепичной крышей, которую поддерживают 1—3 столба. Восточные и южные стены — глухие (для защиты от ветров), двери и окна расположены в западной и северных стенах; их деревянные створки украшаются резьбой. В конце XIX — начале XX вв. стало развиваться городское строительство. Планировкой и застройкой новых населённых пунктов руководили представители французской администрации. В 1920-х гг. архитектором Г. Касенем были составлены проекты реконструкции Тананариве (современное Антананариву), Туамасины, Анцирабе. При застройке городов дворцы, протестантские и католической церкви, гробницы возводились по европейским образцам с использованием мотивов классицизма, готики и барокко. Жилые постройки воспроизводили типы народной архитектуры: вытянутые вверх 2- и 3-этажные дома из жжёного кирпича, с круглой двускатной черепичной кровлей и верандой на высоких кирпичных столбах. С 1960-х гг. в строительство вводятся современные лаконичные формы, бетонные конструкции, остекление, солнцерезы и жалюзи.
Изобразительное и декоративное искусство М. по стилю ближе Юго-Восточной Азии и Океании, чем Африке. На западе и юге острова распространена резьба по дереву. У народов сака-лава и махафали на кладбищах ставятся вырезанные из дерева изображения умерших, фигуры птиц или столбы «алуалу» (высота 2—5 м), богато украшенные геометрическим, и растительным орнаментом, близким индийскому, а также скульптурными изображениями людей, птиц, животных, напоминающими скульптуру народов Океании (сильно вытянутые по вертикали пропорции, лаконичные формы). В центральных районах страны рельефами покрывают боковые стенки деревянных кроватей (жанровые сцены, сцены войны, парадов, охоты, выполненные под сильным европейским влиянием). С африканской скульптурой более сходны парные статуэтки «соло» (некоторые датируются XVII в.), связанные с магическими представлениями малагасийцев, маски и изображения животных. Дерево используется также для изготовления различной домашней утвари. Изделия украшаются резным геометрическим орнаментом, стилизованными изображениями быков, птиц, фантастических животных и раскрашиваются. Те же мотивы преобладают в орнаментах плетёных изделий из тростника и камыша (циновки, шляпы, корзины), в декоративных тканях из волокон пальмы рафии («рабан»), где по табачно-зелёному, красному или оранжевому фону располагаются сложные узоры, стилизованные фигуры быков и птиц. Особый вид ткачества — изготовление шёлковых или хлопчатобумажных полос для национальной одежды «ламба». Развивается профессиональная живопись реалистического направления с использованием традиций народного искусства (художники В. Равелунануши-Разафимбелу, Э. Рабешахала, Л. Радзунуш, Ранивушун).
В. Л. Воронина.
Ритуальные парные фигурки «соло».
Дерево.
Административное здание в Антананариву.
Погребальные столбы «алуалу».
Дерево.
Ткань рибаи.
Деревянное блюдо.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Валиха.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.