мавританское искусство

мавританское искусство
Большая мечеть в Сале.

Большая мечеть в Сале.
XI в.
Перестроена в XII в.
Перспектива осевого нефа.

маврита́нское иску́сство, «мавританский стиль» (от maurus — латинское наименования одного из берберских племён, и испанское moros — мавры, как называли в средневековой Европе мусульманских завоевателей Пиренейского полуострова — арабов и берберов), условное название средневекового искусства Магриба и Южной Испании (Андалусии). Истоки М. и. восходят к художественной культуре Кордовского халифата VIII—X вв., а также определяются доминирующим в этот период в искусстве Арабского Запада влиянием культуры халифатов Омейядов и Аббасидов. В Южной Испании сложилось так называемое испано-мавританское искусство, включившее также художественное наследие испано-готского населения. Политическое объединение Магриба и Южной Испании в составе держав Альморавидов и Альмохадов способствовало трансплантации арабо-испанской культуры на африканскую почву, усилило процесс формирования самобытных художественных школ на территории современного Алжира, Туниса, Марокко. XI—XIV вв. — время расцвета собственно М. и., в котором синтезировались традиции Арабского халифата и художественные особенности культуры мусульманской Испании и автохтонного берберского искусства. С XV в. М. и. (главный центр — Марокко) замыкается в кругу традиционных приёмов и форм. Отличительная черта М. и. — абсолютное доминирование архитектуры, претерпевшей сложную эволюцию от монументальности и ясной тектоничности форм, подчёркнутых сдержанным декором (Большая мечеть в г. Алжир, городские ворота Рабата, Марракеша, Сале), до их зрительного растворения в щедром орнаментальном убранстве, зрелищная эффектность которого скрывает сложную, строго организованную и тектонически совершенную декоративную систему (медресе Аттарин в Фесе, ансамбль Эйюбад близ Тлемсена). Мавританскими зодчими были выработаны специфические для Магриба и Андалусии типы фортификационных, гражданских и культовых сооружений (например, касба, сабиль, завия, многонефная соборная мечеть базиликального плана с расширенными осевым нефом и нефом-трансептом перед михрабом, минарет в виде 4-гранной башни с зубчатым парапетом и фонарём-башенкой), садово-парковых ансамблей (агведаль) и укрепленных дворцовых комплексов (Альгамбра в Гранаде, Южная Испания). Для всех типов зданий «мавританского стиля» характерны: применение 4-скатных пирамидальных крыш (обычно скрывающих богато декорированные ажурные купола), стропильных перекрытий, сталактитов, артесонадо, цветных витражей; членение дворовых фасадов и интерьеров стрельчатыми подковообразными, многолопастными или фестончатыми арками, разнонаправленные перспективы которых создают графический орнаментальный ритм и пластичную игру света и тени; цветопластичная моделировка всех поверхностей здания (от пола до перекрытий, завершённых черепицей) мозаичной керамической или мраморной вымосткой, резьбой и росписями по стуку и дереву, зиллиджами, узорными решётками и т. д. Ведущая роль в М. и. (как в зодчестве, так и в художественном ремесле — керамике, тканях, коврах, в оформлении книги) принадлежит орнаменту как модулю и средству создания эмоционального, пластически выразительного художественного образа. Орнамент «мавританского стиля» (геометрический, растительный и эпиграфический) отличается насыщенным однородными мотивами мелкомасштабным рисунком, виртуозностью исполнения (основанного на сложном математическом расчёте), изысканным сочетанием линеарной графики и тонких цветовых акцентов.

Наследие М. и. сыграло важнейшую роль в формировании национальных культур стран Магриба и сохраняет (особенно в области декоративно-прикладного искусства) основополагающее значение в развитии самобытных художественных школ современного Алжира, Марокко, Туниса.

Т.  П. Каптерева.

Медресе Аттарин в Фесе.

Медресе Аттарин в Фесе.
1325.
Декор дворового фасада.
Резьба по стуку и дереву, муккарны.

Минарет мечети аль-Кутубия в Марракеше.

Минарет мечети аль-Кутубия в Марракеше.
XII в.

Ворота касбы Удайя в Рабате.

Ворота касбы Удайя в Рабате.
XII в.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "мавританское искусство" в других словарях:

  • Мавританское искусство —         мавританский стиль, условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI XV вв. в странах Северной Африки и в Южной Испании. Мавританское искусство складывалось на основе слияния художественных традиций Арабского халифата,… …   Художественная энциклопедия

  • Мавританское искусство —         мавританский стиль, условное название средневекового искусства, развивавшегося в 11 15 веках в странах Северной Африки и в южной части Испании. М. и. складывалось на основе слияния художественных традиций Арабского халифата (см. Арабская… …   Большая советская энциклопедия

  • Искусство Испании — изобразительное искусство всемирно известных испанских художников. Мавританское наследие, в особенности в Андалусии, сегодня очевидно, в таких городах, как Кордоба, Севилья и Гранада. Содержание 1 Доисторическая Испания …   Википедия

  • Искусство каллиграфии — Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία «красивый почерк») вид изобразительного искусства. Древняя отрасль прикладной …   Википедия

  • Алжир. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство — Наскальные росписи в Тассилин Аджере. На территории А. сохранились разновременные мегалитические сооружения (дольмены в селении Рокния в вилайе Гельма). К неолиту восходят уникальные памятники первобытного искусства  наскальные изображения… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Испанское искусство — I. Архитектура. Древнейшие завоеватели Испании, финикияне, греки и карфагеняне, не оставили произведений искусства. Напротив того, Вечный город , утвердив на полуо ве свое могущество, проявил обширную деятельность, в особенности же в течение… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мусульманское или магометанское искусство — Магометанство родилось в стране, не имевшей художественных преданий, среди народа, который, как ветвь семитического племени, не обладал склонностью к образным искусствам. Учение основателя этой религии не только не заключало в себе ничего, что… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мусульманское или магометанское искусство* — Магометанство родилось в стране, не имевшей художественных преданий, среди народа, который, как ветвь семитического племени, не обладал склонностью к образным искусствам. Учение основателя этой религии не только не заключало в себе ничего, что… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Исламское искусство — Ислам Столпы Ислама …   Википедия

  • Мавританский стиль — мавританское искусство условное название худож. и архит. стиля, характерного для государств Сев. Африки и юж. части Пиренейского п ова в XI XV вв. М.с. неоднороден; в его основе лежит синтез худож. традиций вестготов, берберов и др. народов,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»