- мавританское искусство
Большая мечеть в Сале.
XI в.
Перестроена в XII в.
Перспектива осевого нефа.маврита́нское иску́сство, «мавританский стиль» (от maurus латинское наименования одного из берберских племён, и испанское moros мавры, как называли в средневековой Европе мусульманских завоевателей Пиренейского полуострова арабов и берберов), условное название средневекового искусства Магриба и Южной Испании (Андалусии). Истоки М. и. восходят к художественной культуре Кордовского халифата VIIIX вв., а также определяются доминирующим в этот период в искусстве Арабского Запада влиянием культуры халифатов Омейядов и Аббасидов. В Южной Испании сложилось так называемое испано-мавританское искусство, включившее также художественное наследие испано-готского населения. Политическое объединение Магриба и Южной Испании в составе держав Альморавидов и Альмохадов способствовало трансплантации арабо-испанской культуры на африканскую почву, усилило процесс формирования самобытных художественных школ на территории современного Алжира, Туниса, Марокко. XIXIV вв. время расцвета собственно М. и., в котором синтезировались традиции Арабского халифата и художественные особенности культуры мусульманской Испании и автохтонного берберского искусства. С XV в. М. и. (главный центр Марокко) замыкается в кругу традиционных приёмов и форм. Отличительная черта М. и. абсолютное доминирование архитектуры, претерпевшей сложную эволюцию от монументальности и ясной тектоничности форм, подчёркнутых сдержанным декором (Большая мечеть в г. Алжир, городские ворота Рабата, Марракеша, Сале), до их зрительного растворения в щедром орнаментальном убранстве, зрелищная эффектность которого скрывает сложную, строго организованную и тектонически совершенную декоративную систему (медресе Аттарин в Фесе, ансамбль Эйюбад близ Тлемсена). Мавританскими зодчими были выработаны специфические для Магриба и Андалусии типы фортификационных, гражданских и культовых сооружений (например, касба, сабиль, завия, многонефная соборная мечеть базиликального плана с расширенными осевым нефом и нефом-трансептом перед михрабом, минарет в виде 4-гранной башни с зубчатым парапетом и фонарём-башенкой), садово-парковых ансамблей (агведаль) и укрепленных дворцовых комплексов (Альгамбра в Гранаде, Южная Испания). Для всех типов зданий «мавританского стиля» характерны: применение 4-скатных пирамидальных крыш (обычно скрывающих богато декорированные ажурные купола), стропильных перекрытий, сталактитов, артесонадо, цветных витражей; членение дворовых фасадов и интерьеров стрельчатыми подковообразными, многолопастными или фестончатыми арками, разнонаправленные перспективы которых создают графический орнаментальный ритм и пластичную игру света и тени; цветопластичная моделировка всех поверхностей здания (от пола до перекрытий, завершённых черепицей) мозаичной керамической или мраморной вымосткой, резьбой и росписями по стуку и дереву, зиллиджами, узорными решётками и т. д. Ведущая роль в М. и. (как в зодчестве, так и в художественном ремесле керамике, тканях, коврах, в оформлении книги) принадлежит орнаменту как модулю и средству создания эмоционального, пластически выразительного художественного образа. Орнамент «мавританского стиля» (геометрический, растительный и эпиграфический) отличается насыщенным однородными мотивами мелкомасштабным рисунком, виртуозностью исполнения (основанного на сложном математическом расчёте), изысканным сочетанием линеарной графики и тонких цветовых акцентов.
Наследие М. и. сыграло важнейшую роль в формировании национальных культур стран Магриба и сохраняет (особенно в области декоративно-прикладного искусства) основополагающее значение в развитии самобытных художественных школ современного Алжира, Марокко, Туниса.
Т. П. Каптерева.
Медресе Аттарин в Фесе.
1325.
Декор дворового фасада.
Резьба по стуку и дереву, муккарны.
Минарет мечети аль-Кутубия в Марракеше.
XII в.
Ворота касбы Удайя в Рабате.
XII в.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.