- касты
ка́сты (португ. casta род, происхождение, от лат. castus чистый), эндогамные наследственные группы людей, имеющие особое традиционное занятие и место в социальной иерархии. Социально-профессиональные и этносоциальные группы кастового типа существуют главным образом в обширной зоне, включающей внутренние районы Северной Африки, Сахару, историческую область Судан, Северо-Восточную и часть Восточной Африки, а также Мадагаскар, Коморские острова и некоторые другие области. В арабских странах группы кастового типа сохранились лишь в сельской местности.
К., непосредственно связанные с производством продовольствия (К. охотников, рыболовов, земледельцев и пастухов), возникали, как правило, из отдельных этнических групп, представителей разных хозяйственно-культурных типов, в процессе их социально-экономической и этнокультурной интеграции в раннефеодальных обществах. К. ремесленников, цирюльников-знахарей, эпических певцов бардов, скоморохов, музыкантов, низших специалистов по ритуалу, как правило, также развивались из этнических групп в процессе их профессиональной специализации при интеграции в этносоциальный организм раннефеодального общества. К. жрецов и вождей (аристократов) появились вне зависимости от интеграции носителей разных хозяйственно-культурных типов; их генезис связан с развитием раннефеодальной государственности и религии. Военные К. известны в Африке не повсеместно. Миграции и насильственные переселения приводили к распространению тех или иных К. на целые общества.
К. охотников окончательно сформировались лишь в немногих обществах. Таковы бродячие охотники (так называемые нубийские цыгане) на севере Судана, немади Мавритании, йибир, мидган, риби и др. в Сомали, тва в Руанде и др. Особенно многочисленны К. охотников у кушитов. Кроме Сомали, где насчитывается 8 охотничьих кастовых групп, из которых мидган составляют больше половины охотников, а большинство остальных йибир, много К. охотников в Эфиопии: уатта К. охотников у западных и восточных оромо, бони у южных оромо и покомо Кении, гагуру охотники и бортники у оромо Джиммы, фуга у гураге и ямма, манджо у кафа, квайеджу и бандо у группы гимира. Есть особые кланы охотников среди скотоводов сандаве и др. (Северная Танзания), находящиеся на положении К. Во многих обществах Центральной Африки между общинами бродячих охотников-собирателей пигмеев и общинами земледельцев сложились отношения обмена: пигмеи снабжают земледельцев мясом диких животных и другими продуктами леса, земледельцы пигмеев продуктами сельского хозяйства, железом и др. Бродячие охотники-собиратели, по традиции, оказывали ритуальные услуги аристократам и жрецам-вождям (заклинателям дождя и др.) либо правители раннефеодальных государств присваивали себе право требовать услуги от общин охотников (при «королевской охоте», на войне, во время празднеств). Так, тва составляли вспомогательные отряды лучников в войске царей Кубы (центральный Заир) и Руанды, манджо заставы в пограничных укреплениях и отряд царских телохранителей в Кафе (юго-западная Эфиопия).
К. земледельцев имеются там, где земледельческое население живёт в окружении кочевых скотоводческих племён. К. земледельцев Сахары (харатины, белла, шушаны и др.) населяли оазисы, горные массивы, долины рр. Сенегал и Нигер, где каждое кочевое племя арабов и туарегов имело посёлки своих земледельцев. В южном Сомали этнографические группы негроидных земледельцев (шебеле, шидле, эрбиле, ургума, хелаи, каболе и др.) находились в зависимости от сомалийских скотоводческих племён. Среди скотоводов-масаев также жили отдельные группы земледельцев (тиамус, барагую и др.). Наиболее многочисленные земледельческие К. в Тропической Африке римайбе потомки посаженных на землю невольников у фульбе. В Межозерье коренное население государств Уньоро, Торо, Нкоре, Руанда, Бурунди, Карагве и др. (хуту, хиру, иру) находилось на положении земледельческих К., подвергавшихся эксплуатации со стороны высших К. скотоводов. Земледельческие К. имелись и у суахили островов восточного побережья Африки (хадиму и др.), у сонгаи (габиби).
К. пастухов встречаются в тех же районах Африки, что и К. земледельцев. В Сахаре лично зависимые пастухи (икланы) были одной из низких каст, выше которой стояли касты «вассалов» (имгады и пр.) и «благородных» (имхары и др. у туарегов, хасаны у арабов), а также кланы марабутов мусульманского духовенства, шурфа потомков пророка Мухаммеда, и др. Племена фульбе, не перешедшие к оседлости (бороро), также находятся на положении К. пастухов. В Межозерье главные К. пастухов хима, хема, или хума, к которой принадлежали правящие династии Уньоро, Нкоре, Торо.
К. ремесленников наиболее оформленные и встречаются по всей зоне распространения общинно-кастовых систем (кроме Межозерья и восточного побережья Африки). Во многих случаях К. ремесленников считались подкастами К. охотников (у бари и лулуба Южного Судана, масаи Кении и Танзании, датога Танзании, у сомали, оромо, гураге, ямма, мале, мао Эфиопии, отчасти у канури Центрального Судана). В раннефеодальных государствах юго-западной Эфиопии XIX 1-й трети XX вв. число новых ремесленных К. доходило до 6 (кузнецы, кожевники, горшечники, ткачи и др.), у волоф, фульбе, мандинго и др. до 5.
Сравнительно широко распространены К. цирюльников-знахарей. К. бардов (гриот, гевель и др.), скоморохов и музыкантов существовали во всей зоне распространения общинно-кастовых систем. Повсеместно барды и скоморохи хранители древней и самобытной культуры, иногда, как азмари и лалибэла в Эфиопии или гевель и азазир (скоморохи) в Мавритании, а также соответствующие им К. у канури, двух различных по происхождению культурных традиций.
Зачаточная форма аристократических К. кланы вождей, или царей, у народов Центральной, Западной и Восточной Африки, в обществах Сахары, кланы заклинателей дождя и возжигателей огня в Восточной и Центральной Африке. Большего развития достигли аристократические группы у народов Межозерья (например, тутси Руанды, Бурунди и прилегающей части Танзании), восточного побережья и прилегающих к нему островов (ширази и др.), Сахары (хасаны у мавританцев, имхары и др. у туарегов, знатные роды у тубу и т. д.), знатные племена у беджа и тигре в Эритрее, роды «красной крови» у афар восточной Эфиопии, аристократические племена сомали, а также скотоводы-масаи и др., находившиеся на положении высших каст.
Распространению торговых К. способствовала монополия раннефеодальных правителей на торговлю, а также отсутствие традиций торговой деятельности (а иногда презрение к ней) в земледельческих обществах Африки. В значительной части Эфиопии (в Кафе) торговлей занимались группы мусульман чужеземного происхождения. В странах Западного Судана ещё в средние века появились собственные К. торговцев-мусульман (вангара и др.; в новое и новейшее время крупнейшая из них диула). У фульбе наряду с ними существует кастовая группа торговцев скотом (дьявамбе), занимающая низкое место в социальной иерархии. У канури наряду с группой крупных купцов имелись низкая каста торговцев-разносчиков и ещё более низкая каста ростовщиков.
Кастовые различия и ограничения усиливали социальную приниженность неполноправных групп населения в традиционных и колониальных обществах. Иногда членам низших К. ремесленников, бардов и пр. было запрещено владеть скотом, земельными наделами, даже проходить через поля членов земледельческой К. или прикасаться к скоту. В независимых странах Африки кастовые ограничения постепенно изживаются.
Литература:
Кобищанов Ю. М., Мелконатуральное производство в общинно-кастовых системах Африки, М., 1982;
его же, Системы общинного типа, в книге: Община в Африке. Проблемы типологии, М., 1978;
Levine D. N., Greater Ethiopia. The evaluation of a multiethnic society, Chi.L., 1974;
Todd D. M., Cast in Africa?, «Africa», 1977, v. 47, № 4;
Social stratification in Africa, N.Y.L., 1970.Ю. М. Кобищанов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.