- Карфаген
Владения Карфагена.
Карфаге́н (финикийский Картадашт, буквально новый город), рабовладельческий город-государство в Северной Африке, подчинивший в VIIIV вв. до н. э. значительную часть побережья Северной Африки, юга Испании и ряд островов Средиземного моря. Основан в 825 до н. э. финикийскими колонистами из г. Тир (легендарной основательницей К. считается дочь царя Тира Дидона, или Элисса). Благодаря удобному географическому положению К. рано стал крупным центром посреднической торговли, поддерживал тесные связи со странами Восточного Средиземноморья, бассейна Эгейского моря, с Италией и Тартессом в Испании.
К. представлял собой олигархии, государство, власть в котором находилась в руках отдельных группировок торгово-землевладельческой аристократии, постоянно боровшихся между собой за первенство и влияние. Законодательная власть принадлежала Совету 10-ти (преобразованному в середине V в. до н. э. в Совет 30-ти) и Совету старейшин (расширенному в середине V в. до н. э. со 100 до 300 человек). Верховная исполнительная власть была сосредоточена в руках 2 выборных магистратов суффетов. Для контроля за деятельностью магистратов, и прежде всего военачальников, был создан Совет 104-х. Магистраты избирались по принципу «знатности и богатства». Народное собрание не играло заметной роли. Как характерную черту политической жизни К. источники отмечают взяточничество и коррупцию. В К. было широко развито крупное рабовладельческое сельскохозяйственное и ремесленное производство, в котором наряду с рабами эксплуатировались полусвободные зависимые производители (боды). Кроме частных мастерских в К. существовали и государственные, где эксплуатировался труд государственных рабов. Земледельческое население территорий, подвластных К., обязано было выплачивать карфагенским властям налог в размере 1/10 урожая зерновых. Эксплуатация К. населения покорённых территорий вызывала неоднократные восстания. Финикийские колонии (Утика, Гиппон, Лептис-Магна, Лептис-Минор и др.), входившие в состав карфагенской державы, имели близкую к К. социальную и политическую структуру и, видимо, пользовались внутренней автономией. Они должны были выплачивать карфагенским властям налог-пошлину со своей торговли. Разгромив в союзе с этрусками греков-фокейцев в битве при Алалии (534 до н. э.), а затем уничтожив Тартесс, К. закрепил своё господство в Западном Средиземноморье и монопольное положение в западно-средиземноморской торговле. Однако, потерпев поражение от греков в битве при Гимере (около 480 до н. э.), К. был вынужден на длительное время приостановить своё наступление на них. В середине V в. до н. э. К. подчинил своей власти ливийское земледельческое население Северной Африки. К этому времени держава, созданная К., включала Северную Африку, Западную Сицилию, Южную Испанию и Сардинию. В конце V в. до н. э. К. возобновил борьбу за Сицилию, которую он вёл с переменным успехом с Сиракузами около 100 лет. В начале III в. до н. э. под его властью оказалась почти вся Сицилия, кроме Сиракуз. Сицилия явилась основным объектом борьбы между К. и Римом в период 1-й Пунической войны (264241 до н. э.). Потерпев поражение как в самой Сицилии, так и на море, К. был вынужден отказаться от Сицилии в пользу Рима, а также выплатить ему значительную контрибуцию. В 3020-х гг. III в. до н. э. власть в К. перешла в руки демократической группировки, возглавлявшейся Гамилькаром Баркой (сторонником возобновления войны с Римом). Карфагеняне в период между 237 и 219 до н. э. не только восстановили экономическое и военное могущество, но и значительно расширили свои владения в Испании (до р. Ибер). Осада и взятие в 219 до н. э. Ганнибалом союзного римлянам г. Сагунт послужили поводом к началу 2-й Пунической войны (218201 до н. э.), в ходе которой римляне и карфагеняне вели борьбу за господство в Западном Средиземноморье за преобладание в торговле и мореходстве. Вторгнувшись в Италию и нанеся римлянам ряд сокрушительных поражений (наиболее крупное при Каннах, 216 до н. э.), Ганнибал создал непосредственную угрозу существованию Рима. Однако он не сумел удержать инициативу в своих руках. Римляне накопили силы для ответного удара и перенесли войну на территорию Африки. После поражения при Заме (202 до н. э.) карфагеняне были вынуждены заключить мирный договор с Римом, лишивший К. всех владений в Испании в пользу Рима, а также запрещавший К. вести войны без согласия Рима. В 149 до н. э. римляне, опасавшиеся роста экономического могущества К., начали 3-ю Пуническую войну (149146 до н. э.), в результате которой К. (после трёхлетней осады) был полностью уничтожен, его жители проданы в рабство. Часть карфагенской территории была передана нумидийцам, другая превращена в римскую провинцию Африка.
Искусство К., финикийское по происхождению, служило бытовым запросам торговой элиты, отвечало жёстким требованиям религии, редко допускавшей проявления антропоморфизма, тяготело к символическому обозначению образов, к языку условных знаков. Влияние художественных культур Египта Древнего и Греции, контакты с искусством этрусков, иберов, ливийцев во многом определили противоречивый, смешанный характер искусства К., его тенденцию к синкретизму. Археологические открытия в Картаджанне и др., описания античных авторов дают представление о типе пунического города, об искусственных гаванях, укреплениях, жилых домах, некрополях. В сооружениях «тофета» святилища для жертвоприношений под открытым небом (в Картаджанне, Сусе, Эль-Хофре близ Константины и др.) проявилась древняя ханаанейская традиция; маленькие столпообразные алтари из известняка воспроизводят в упрощенной форме фасад культового здания VIIVI вв. до н. э. с архитектурными и декоративными элементами финикийского и египетского происхождения. В V в. до н. э. в результате греческого влияния появляются обелиски, стелы из песчаника в виде фасада храма с фронтоном и колоннами. Наиболее характерный вид пластического искусства К. жертвенные вотивные стелы, посвящённые богам Баал-Хаммону и Танит, с условно-схематическими и символическими изображениями. Как показывают раскопки погребений VIIII вв. до н. э., изобразительное искусство К. тяготело к созданию малых форм и носило прикладной характер; каждый предмет наделялся охранительной функцией и символическим значением: таковы ритуальные гротескные маски из расписной терракоты (VIIVI вв. до н. э.), маски-амулеты из цветного стекла (IVIII вв. до н. э.), статуэтки сфинксов и богов (из слоновой кости), деревянные саркофаги и ритуальная миниатюрная мебель. В погребениях VIIVI вв. до н. э. преобладают изделия, привезённые из Египта, Греции, Этрурии, или их местные имитации; в V в. до н. э., в период ограничения средиземноморской торговли, привозные изделия редки; памятники IVIII вв. до н. э. свидетельствуют о расцвете художественной обработки металла, о проникновении греческих образцов в производство керамики и ювелирное дело (в Картаджанне начали работать греческие мастерские). Новые формы искусства под влиянием местной среды приобретали оттенок архаизма и ориентализации. Некоторые виды искусства не были затронуты эллинистическим влиянием (амулеты). Уникальны монументальные мраморные саркофаги III в. до н. э. (в том числе 4 антропоидных, с рельефным изображением человеческой фигуры на крышке), найденные в Картаджанне. В 1970 в Керкуане найден близкий им по типу деревянный саркофаг образец неизвестной ранее пунической деревянной монументальной скульптуры. Искусство К. оказало значительное воздействие на культуру народов Северной Африки, приобщило их к наследию финикийского, древнеегипетского и древнегреческого искусства.
Литература:
Машкин Н. А., Карфагенская держава до Пунических войн, «Вестник древней истории», 1948, № 4;
его же, Последний век пунического Карфагена, там же, 1949, № 2;
Шифман И. Ш., Возникновение Карфагенской державы, М.Л., 1963;
Кораблев И. Ш., Ганнибал, М., 1976;
Каптерева Т. П., Искусство стран Магриба. Древний мир, М., 1980, с. 1786;
Meltzer O., Geschichte der Karthager, Bd 13, В., 18791913;
Gsell St., Histoire ancienne de lAfrique du Nord, t. 18, 24 éd., P., 192029;
Picard G., Le monde de Carthage, P., [1956];
Picard G., Picard C., The life and death of Carthage, L, 1968;
Warmington B. H., Cartrage, L., [1960];
Cagnat R., Carthage, Timgad, Tébessa et les villes antiques de lAfrique du Nord, 3 éd., P., 1927;Cintas P., Céramique punique, P., 1950;
Fantar Mhamed, Carthage. La prestigieuse cité dElissa, [Tunis, 1970].И. Ш. Шифман (история), Т. П. Каптерева (искусство).
Саркофаг жрицы.
Из Картаджанны.
Мрамор.
Национальный музей Бардо.
Тунис.
Ритуальная гротескная маска из Картаджанны.
Терракота.
VI в. до н. э.
Национальный музей Бардо.
Тунис.
Вотивная стела.
Из Эль-Хофры.
Известняк.
Середина II в. до н. э.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.