- Зимбабве. Театр
В колониальный период существовало несколько любительских театр, объединений европейцев, которые выступали в помещении театра «Бельведер» в Солсбери (Хараре). С конца 1950-х годов началось развитие театрального любительского искусства среди коренного населения. В 1961 театральная труппа зулу в Солсбери поставила «Макбет» У. Шекспира, действие которого перенесено в Зулуленд начала XIX в. (пьеса шла под названием «Умабата»). Режиссёр этого спектакля и исполнитель роли Макбета У. Мсоми объединил в спектакле африканские ритмы и танцы с особенностями европейского театра. В 1980-х гг. в новых пьесах поднимаются важнейшие проблемы: социальное неравенство, алчность эксплуататоров, племенные предрассудки («Шануко» Т. К. Тсодзо, на языке шона; «Звуки Зимбабве» Б. Чидьяматамба, и др.). Широкую известность получил комедийный актёр С. Мадзикатире — автор и исполнитель телесериала «Семья Мукадета», в котором бичуются пережитки прошлого. Летом 1983 в Зимбабве по инициативе ЮНЕСКО состоялся международный семинар по вопросу становления в Зимбабве и Африке в целом общедоступного сценического искусства.
Н. И. Львов.
Литература:
Фадеев Л. А., Мономотапа. Древняя африканская цивилизация в междуречье Замбези—Лимпопо, в книге: Африканский этнографический сборник, [в.] 4, М., 1962;
Яблочков Л. Д., Коренное население Британской Центральной Африки, там же, [в.] 2, М., 1958;
Демкина Л. А., Крах Федерации Родезии и Ньясаленда, М., 1965;
Тупов Б. С., Родезийский кризис, М., 1974;
Дэвидсон А. Б., Матабеле и машона в борьбе против английской колонизации, М., 1958;
Ксенофонтова Н. А., Народ Зимбабве, М., 1974;
ее же, К вопросу о создании английской поселенческой колонии Родезия (середина XIX в. — 1923 г.), в книге: Африка. История, историография, М., 1980;
Wieschhoff H. A., The Zimbabwe—Monomotapa culture in Southeast Africa, Menasha, 1941;
Summers R., Zimbabwe. A Rhodesian mystery, L, 1963;
Beach D. M., The Shona and Zimbabwe, 900—1850, L., 1980;
Kuper H., Highes A. J. B., Velsen J. van, The Shona and Ndebele of Southern Rhodesia, L, 1954;
Bowman L. W., Politics in Rhodesia. White power in an African state, Cambridge, 1973;
Zimbabwe independence movements: select documents, L., 1979;
Brehme G., Der Suden Afrikas im Aufbruch, B., 1982;
Krog E. W., African Literature in Rhodesia, Gwelo, 1966;
Gérard A. S., African literature in Rhodesia, «Africa report», 1968, v. 13, № 5;
Garlake P. S., Great Zimbabwe, L., 1973;
Goodall E., Cook C. K., Clark J. D., Prehistoric rock art of the Federation of Rhodesia and Nyasaland, Salisbury, 1959;
New art from Rhodesia, L.—Bradford, 1963;
Rycroft D., Nguni vocal polyphony, «Journal of the International folk music council», 1967, v. 19;
Tracey H., The mbira class of African instruments in Rhodesia, «African Music», 1969, v. 4, № 3;
Kauffman R. A., Some aspects of aesthetics in the Shona music of Rhodesia, «Ethnomusicology», 1969, v. 13, № 3;
его же, Multipart relationships in the Shona music of Rhodesia, Los Ang., 1970 (diss.);
Tracey A., The Matepe mbira music of Rhodesia, «African Music», 1970, v. 2, № 4;
Berliner P., The soul of mbira. Music and traditions of the Shona people of Zimbabve, Berkeley [—a. o.], 1978.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.