Дервишские ордена


Дервишские ордена

Де́рвишские ордена́, Дервишские братства, Мусульманские братства, религиозные объединения, сложившиеся на базе суфизма начиная с XII в. Распространены во всех странах Африки, имеющих мусульманское население. Суфизм — мистическое течение в исламе; его центральная идея — непосредственный личный контакт с божеством путём освобождения от всех мирских побуждений, достигаемый в итоге нескольких стадий специальной подготовки (макам). Раннему суфизму были присущи аскетические тенденции; само название «суфизм» происходит от арабского «суф», буквально — шерсть, в расширительном значении — грубая шерстяная одежда, власяница — одеяние, которое носили ранние суфии. Выработка суфийской философии в основном завершилась к XII в. В Африке преобладал монотеистический суфизм.

Утверждению суфизма в Северной Африке способствовал на первых этапах получивший здесь большое развитие культ святых, позднее составивший важный элемент учения большинства Д. о. (вплоть до XVIII—XIX вв., когда появились «реформаторские» течения, требовавшие возвращения к изначальной чистоте ислама, осуждавшего культ святых). Стали возникать своего рода обители (завия, рибат), в которых жили ученики видных суфиев. В XII—XIII вв. окончательно сложилось учение развитого суфизма о тарикате (с арабского буквально — путь, тропа) — мистическом пути (способе) постепенного приближения к познанию бога, завершающегося слиянием познающего с богом; прозелиты должны были следовать по этому пути под духовным руководством обучавших их суфиев-наставников (шейх, или муршид, — учитель, наставник). Завии превратились в постоянные религиозные центры (с мечетью, духовным учебным заведением, иногда включали место поклонения могиле святого). Вокруг них складывались мусульманские братства, возглавленные шейхами [каждый член братства являлся учеником (мюридом) шейха], получившие впоследствии в европейской литературе название Д. о. Всякий Д. о. избирал свой тарикат. В Африке действовали Д. о. как собственно африканского происхождения, так и распространившиеся из других регионов мусульманского мира. За редчайшими исключениями все Д. о. возводят своё происхождение не только к эпониму — основателю, но и как к начальному истоку — к пророку Мухаммеду или к архангелу Гавриилу, иногда — к аль-Хидру, мифическому персонажу, в целом соответствующему библейскому пророку Илии. Основатель ордена почитается суфиями как святой (вали), он является носителем божественного дара, который по цепочке передаётся его преемникам — шейхам орденов. Как правило, члены Д. о. разделяются на посвящённых и непосвящённых. Посвящённые обычно живут в завиях. Члены Д. о. чаще всего носят общее название дервишей или факиров. Во всех Д. о. важнейшее место в ритуальной практике посвящённых принадлежит «поминанию» (зикр), то есть многократному повторению молитвенных формул (в форме общих молений вслух, иногда сопровождаемых музыкой, пением, ритуальными танцами, либо мысленно). Все Д. о. требуют от своих членов соблюдения постов, бдений, дополнит, молитв помимо обязательных для всякого мусульманина; некоторые включают в число таких требований периодическое затворничество на срок от 3 до 40 дней. Связь с тем или иным тарикатом непосвящённых членов Д. о. выражается главным образом в форме добровольных или обязательных пожертвований и признания своим духовным наставником того или иного шейха (в Северной и Западной Африке таким наставником может быть и простой марабут, то есть лицо, сочетающее в себе функции законоучителя, целителя, исполнителя магических обрядов и торговца амулетами).

В правовом отношении все существующие в Африке Д. о. относят себя к определенному мазхабу суннизма (см. в статье Ислам); шиитские Д. о., возникавшие на Ближнем Востоке, в Африке распространения не получили.

Д. о. подразделяются на множество ответвлений (которые нередко в дальнейшем становятся фактически самостоятельными Д. о.) и не представляют собой строго централизованных организаций. Ответвления возглавляются халифами, назначаемыми верховным шейхом братства; во главе региональных, филиалов Д. о. стоят мукаддамы. Организационная раздробленность Д. о. в подавляющем большинстве случаев не позволяет произвести даже приблизительную оценку численности их приверженцев. В начале 1980-х гг. Д. о. повсеместно признаны «официальным» исламом, то есть улемами (авторитетные правоведы-богословы), и используются в большинстве районов Африки для приобщения массы населения к исламу.

Старейший Д. о. — Кадирия. Основан в Ираке в XII в. Абдуллой аль-Кадиром аль-Джилани. Эпоним этого братства принадлежал к ханбалитскому мазхабу. Кадириты строго соблюдают предписания мусульманского права. Ритуал Кадирии запрещает экстаз, показной аскетизм, громкие коллективные формы зикра. Особенность марокканского ответвления этого Д. о. — джилала — мистическое почитание эпонима братства в качестве божества. Кадирия имела приверженцев из различных социально-культурных слоев. Этот Д. о. распространён по всей Африке, особым влиянием пользуется в Северной и Западной Африке, где появился в XIV—XVII вв. Важнейшие ответвления — Беккая и Фадилия (оба в Западной Африке). Беккая основана в конце XV в. Сиди Ахмедом аль-Беккаи из арабского племени кунта, распространена в Сенегале, Мали, Нигере, Мавритании. Фадилия основана в XIX в. Мухаммедом Фадилем, распространена главным образом среди берберов Западной Сахары. От собственно Кадирии Фадилию отличают значительное место в ритуале экстатического состояния, магических обрядов и требование выполнения зикра вслух. Д. о. Кадирия играл значит, роль в политической жизни Северной Африки в XVI—XIV вв.; в частности, видный деятель ветви Абд аль-Кадир возглавил сопротивление французским колонизаторам в 1830—1840-х гг. В последующие годы руководство кадиритов лояльно относилось к французской колон, администрации в Северной и Западной Африке.

Второй по времени появления (XIII в.) Д. о. и первый собственно африканский Д. о. Шазилия (по имени Абу-ль-Хасана аш-Шазили, уроженца Марокко). Его отличает требование глубокого изучения Корана и сунны в их маликитской интерпретации, а также максимального отхода от земной жизни ради возможно более полного достижения единения с богом. Приверженцы Шазилии не совершают ритуальных действий публично и не носят дервишского одеяния. Орден распространён в Северной Африке (Марокко, Алжир), в Судане, Эфиопии и в некоторых районах Восточной Африки.

Во 2-й половине XV в. стал действовать Д. о. Халватия — в Египте, в XIV в. в Малой Азии. От большинства других Д. о. Халватия отличается длительным сроком (12 месяцев) подготовки вновь вступающих в братство. Новичок должен повторять символ веры (формулу «нет божества, кроме бога…») от 101 до 301 раза ежедневно, затем он проходит период затворничества. Ответвления Халватии существуют в основном в Египте и странах Северо-Восточной Африки. Важнейшее из них — Саммания, основано в Хиджазе в XVIII в. и появившееся в Восточном Судане в начале XIX в., ныне распространено главным образом в центральных районах современного Судана и в Эфиопии.

В XVIII—XIX вв. сложилось несколько Д. о., сыгравших заметную роль в политической истории основных мусульманских регионов Африки — Северной, Западной Африки и Судана. Самый значительный из них — Тиджания, основан в 1780-х гг. Ахмедом ат-Тиджани, ранее бывшим мукаддамом Д. о. Халватия в Алжире. Тиджанитская традиция связывает возникновение братства с откровением, будто бы ниспосланным его эпониму пророком Мухаммедом. Учение и ритуал Тиджании сравнительно просты, что способствовало быстрому распространению тариката ордена по всей мусульманской Африке. Основа доктрины — представление о необходимости посредника между богом и верующим; в роли такого посредника выступает шейх братства или его мукаддам. Адептам Тиджании категорически возбраняется признавать над собою духовный авторитет каких-либо иных наставников, и в связи с этим осуждаются посещения могил любых святых. Существенная черта тиджанитского учения — безоговорочное признание любой светской власти. В связи с этим тиджанитская верхушка в Алжире отказалась в 1836 присоединиться к Абд аль-Кадиру в борьбе с французами. Этот Д. о. распространён по всей Северной Африке, в Восточном, Центральном и Западном Судане; в этих регионах Тиджания довольно быстро вытесняет Кадирию. В Западной Африке к тиджанитам принадлежат целые этнические группы (например, тукулер). С 1870-х гг. Тиджания не имеет единого руководства и её приверженцы группируются вокруг довольно значительного числа шейхов локального или регионального масштаба.

В начале XX в. близ г. Ниоро (Мали) марабут Сиди Мухаммед ибн Абдаллах выступил с проповедью «очищения» Тиджании от вредных «новшеств». Его ученик, мистик и «ясновидец» Амаду Хамаллах Хайдара создал в том же районе новый Д. о., названный по его имени Хамалия, и в 1925 принял звание шейха. Основное отличие хамалитов от тиджанитов в сфере вероучения и ритуала заключено в ином числе повторения главной молитвы. Социальные требования хамалитов включали равенство в служении богу обоих полов и представителей различных общественных слоев и каст. К участию в хамалитском зикре допускались все приверженцы тариката без различия пола и социального статуса. Подобный радикализм хамализма и воинствующий характер его вероучения вызвали враждебность по отношению к его адептам как со стороны колониальной администрации, так и со стороны высших слоев африканского населения; хамалиты подвергались репрессиям, самого Хамаллаха дважды высылали за пределы Африки (умер во Франции). Ныне хамалиты живут в Мавритании, Мали и Буркина-Фасо.

В 1837 Мухаммед ибн Али ас-Сенуси основал в Мекке Д. о. Сенусия, сыгравший значительную роль в истории Ливии (Киренаики и Феццана) и Центральной Сахары. В 1843 в Ливии было создано несколько завий, в том числе в 1856 в оазисе Джагбуб (Джарабуб), ставшем центром ордена. Сенусия получила активную поддержку кочевников и в своей практике использовала их племенную организацию. По караванным путям Центральной Сахары этот Д. о. в XIX—XX вв. распространился в страны Центр, и Западного Судана (Чад, Нигер, Мали), а также в Египет и западные районы современного Судана. Центр Сенусии с 1902 находится в оазисе Куфра (Ливия). Ас-Сенуси требовал возвращения к первоначальной «чистоте» ислама, к «священной войне» с неверными; источниками права он признавал только Коран и сунну. Согласно доктрине сенуситов, идеальным является теократическое государство, основанное на нормах раннего ислама. Отвергая «новшества», орден сенуситов запрещает экстатические формы зикра, в то же время признаёт законным и допустимым культ святых. От членов Сенусии требуется поддержание мира между мусульманами, воздержание от возбуждающих средств (чай, табак) и публичных развлечений (например, запрещены пение и танцы). В борьбе с «новшествами» сенуситы Ливии решительно противодействовали внешним влияниям, как турецкому, так и в особенности западному. С середины XIX в. сенуситы возглавляли борьбу ливийцев против турецкого господства, а затем в 1911—1931 они участвовали в борьбе против итальянских колонизаторов. Для Сенусии характерна постепенная эволюция роли шейха, превращающегося из наставника суфийского тариката в преим. светского правителя (в той мере, в какой это допускает мусульманская правовая теория). В период 2-й мировой войны и сразу же после неё верхушка сенуситов в Ливии пошла на сотрудничество с британскими колонизаторами. В 1951 шейх Сенусии Мухаммед Идрис стал королём Ливии (Идрис I). После революционного переворота 1969 политическое влияние Сенусии в Ливии заметно пошло на убыль.

С 1817 в Восточном Судане стал действовать под руководством Мухаммеда аль-Миргани Д. о. Хатмия, или Амиргания (Хиргания), основанный в конце XVIII в. При его сыне — аль-Хасане центром ордена стало основанное им в 1840-х гг. селение Хатмия в районе г. Кассала (на северо-востоке современного Судана); Хатмия распространилась на север Кордофана, в Донголе и Нубии. Доктрина Хатмии эклектична; включает элементы тарикатов, выработанных другими Д. о., отсюда и название ордена — «Хатим ат-турук» (с арабского — завершение путей), или Хатмия, наряду с другим его названием по эпониму. От членов ордена требуется полная преданность наставникам, которая обеспечивает им рай в будущей жизни; большое внимание уделяется экстатическим формам ритуала. Аскетизм и мистицизм занимают в учении Хатмии второстепенное место. Руководители Хатмии сотрудничали с турецко-египетской администрацией Восточного Судана и в 1880-х гг. выступали против махдистов. После 2-й мировой войны Хатмия служила главной опорой партии Ашикка, выступавшей против партии Умма, которая была связана с махдистским Д. о. Ансария (аль-Ансар), возникшим в 1880-х гг. Помимо Судана, Хатмия распространена в Эфиопии и Чаде.

В 1886 марабут Амаду Бамба (по этнической принадлежности тукулер) создал в Диурбеле (Сенегал) Д. о. (в западной литературе чаще именуемый сектой) Муридия. Основанный первоначально как ответвление Беккаи (ветви Д. о. Кадирия), он вскоре превратился в самостоятельный орден (официальный разрыв произошёл в 1912). Большая часть членов Муридии рекрутировалась среди земледельческого населения центральных районов Сенегала (главной зоны производства арахиса). Амаду Бамба объявил обработку земли наиболее богоугодным занятием и путём к святости и провозгласил как ведущий тезис своего учения: «Работайте за меня, я буду молиться за вас!». Муриды освобождаются практически от всех религиозных обязанностей, а взамен этого от них требуются безусловные преданность и повиновение представляющим главу Д. о. марабутам. Населённые муридами районы превратились в сферу неограниченного влияния верхушки ордена, живущей за счёт феодальной по своему характеру эксплуатации муридов-земледельцев, принадлежащих к народу волоф. Глава ордена и его окружение играют существ, роль в политической жизни Сенегала.

Хотя падение влияния Д. о. в современной Африке несомненно, их общественный вес всё ещё значителен, особенно в более отсталых районах континента. В той или иной степени с ними вынуждены считаться едва ли не все правительства африканских стран со значительным процентом мусульманского населения.

Литература:
Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская литература, Избранные труды, т. 3, М., 1965;
Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII—XV вв., Л., 1966;
Шпажников Г. А., Религии стран Африки. Справочник, 2 изд., М., 1981;
Encyclopédie de l’Islam, t. 1—5—; Leiden—P., 1960—1983—;
André Р. J. Contribution à l’étude des contréries religieuses musulmanes, Alger, 1956;
Froelich J. C., Les musulmans d’Afrique Noire, P., 1962;
Monteil V., L’islam noir, P., 1964;
Trimingham J. S., The sufi orders in islam, Oxf., 1971;
Cruise O’Brien D. B., The mourides of Senegal…, Oxf., 1971.

Л. Е. Куббель.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "Дервишские ордена" в других словарях:

  • ДЕРВИШСКИЕ ОРДЕНА — корпорации, или братства, дервишей. Стали образовываться в ряде стран распространения ислама с 11 в. Имеют свои уставы, духовную иерархию, обители (завия, ханака), культ подвижников и святых покровителей. Идеологич. основа Д. о. суфизм.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Ордена монашеские — в католицизме и исламе централизованные монашеские объединения с особым уставом. В католицизме члены большей части монашеских орденов ведут совместную жизнь в монастырях; во главе многих орденов стоят назначаемые папой генералы, которым… …   Исторический словарь

  • ордена монашеские — в католицизме и исламе централизованные монашеские объединения с особым уставом. В католицизме члены большей части монашеских орденов ведут совместную жизнь в монастырях; во главе многих орденов стоят назначаемые папой “генералы”,… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • ОРДЕНА МОНАШЕСКИЕ — в католицизме и исламе централизов. монашеские объединения с особым уставом. В католицизме члены большей части О. м. ведут совместную жизнь в монастырях; во главе мн. О. м. стоят назначаемые папой генералы , к рым подчинены ген. капитулы,… …   Советская историческая энциклопедия

  • МЮРИДИЗМ — религ. мистич. течение в исламе, последователи к рого, известные под именем мюридов, дервишей, суфиев, разделяются на ряд корпораций, братств, общин (см. Дервишские ордена). По учениям и уставам этих корпораций, сложившимся в осн. в 11 14 вв.,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Дервиш — персидское слово, значит нищий (собственно порог двери) и употребляется (как и арабский его синоним факир) у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души в отшельнической жизни. Хотя Магомет и сказал: нет монашества в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • монашество — а; ср. 1. Монашеская жизнь, пребывание в монашеском чине. Принять м. Обет монашества. 2. собир. Монахи. 3. Разг. Об уединенном, аскетическом образе жизни кого л. * * * монашество (от греч. monachós  одинокий, отшельник), уединённая жизнь… …   Энциклопедический словарь

  • СУФИЗМ — (от араб. суфи, букв. человек в одежде на шерсти; С. по арабски тасбввуф, букв. облаченность во власяницу) мистич. течение в исламе. С. возник в 8 в. на терр. совр. Ирака и Сирии. В 9 в. стал распространяться в Египте, откуда проник затем в… …   Советская историческая энциклопедия

  • бекташи — бекташи, члены дервишского ордена, возникшего в Малой Азии в XII—XIII вв. и превратившегося в особую мусульманскую секту. Основателем ордена считается Хаджи Бекташи Вали. О жизни и деятельности Бекташи известно очень мало, его легендарная… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Баруни Сулейман — Баруни Сулейман, аль Баруни (1870—1940), деятель национально освободительного движения Ливии. По этнической принадлежности бербер. Ибадит. В молодости из за преследований турецких властей эмигрировал в Египет, затем в Алжир. Учился в… …   Энциклопедический справочник «Африка»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.