Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам

Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам

Деклара́ция о предоставле́нии незави́симости колониа́льным стра́нам и наро́дам, исторический документ, провозгласивший от имени государств — членов ООН необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах и проявлениях, а также подтвердивший неотъемлемое право на полную независимость и свободу народов всех колониальных стран, подопечных и других несамоуправляющихся территорий. Декларация принята по инициативе СССР 14 декабря 1960 на 15-й сессии ГА ООН.

Положения Декларации сформулированы на основе норм других документов, ранее одобренных международным сообществом государств. Так, уже Устав ООН (1945) провозгласил принцип равноправия и самоопределения народов и наций (п. 2, ст. 1) и обязал колониальные державы «максимально способствовать» развитию населения колоний и подопечных территорий в направлении к самоуправлению или независимости (ст.ст. 73 и 76). Это облегчило многим странам освобождение от колониального гнёта. Тем не менее к 1960 под колониальным гнётом всё ещё находилось около 100 млн. человек, а в Алжире, Индокитае и в других зависимых странах велись колониальные войны. Управляющие державы под предлогом предотвращения «хаоса и насилия» и подготовки колоний к тому, «чтобы они могли самостоятельно стоять на собственных ногах», всячески тормозили их освобождение. Западные политики и учёные, оправдывая курс на сохранение колониализма, утверждали, будто правом самоопределения могут пользоваться только нации, а на население колониальных стран этот принцип не распространяется, так как нации там ещё не сформировались. Великобритания, вынужденная предоставить независимость ряду своих колоний, стремилась передавать управление в руки белого меньшинства везде, где оно было. Наконец, все колониальные державы, грубо попирая волю народов, делали всё возможное, чтобы сохранить в освобождаемых странах навязанный им в период своего господства капиталистический обществ, строй, то есть чтобы лишить народы возможности осуществить своё право на самоопределение в полном объёме.

Возникновение после 2-й мировой войны мировой социалистической системы изменило соотношение сил на международной арене. Появление новых социалистических государств, а также первых освободившихся стран в самой ООН существенно повлияло на соотношение сил и в этой организации, где раньше безотказно действовала послушная США машина голосования. Возрос авторитет Советского Союза как страны, которая впервые в истории решила национальный вопрос. Опираясь на поддержку и пример мировой системы социализма, национально-освободительное движение набирало силы. Только в 1960 в Африке возникло 17 новых независимых государств.

Важное значение имела и теоретическая разработка учёными социалистических стран, прогрессивными деятелями других стран, в том числе освободившихся государств, международно-правовых аспектов ликвидации колониализма. Они показали, что правом на самоопределение пользуются не только нации, но и народы, состоящие из части формирующейся в нацию национальные группы или из несколько таких групп, имеющие общую территорию, одну или несколько других общностей (историческую, языковую, религиозную и т. п.) и объединённые общностью цели, которой они хотят достичь посредством самоопределения. Было показано также, что принцип самоопределения включает в себя не только право народа на определение своего международного статуса, но и право на самостоятельное решение всех своих внутренних дел, включая определение общественного строя. Таким образом, постановка вопроса о безотлагательном устранении колониальных режимов была подготовлена исторически, политически и теоретически.

23 сентября 1960 на 15-й сессии ГА ООН советской делегацией был внесён на рассмотрение проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В его введении подчёркивалась несовместимость колониальных порядков с положенными в основу Устава ООН гуманными идеалами, в частности равноправия и самоопределения наций и народов. Проект вскрывал подлинные причины экономической отсталости Африки — колониализм, грабёж её богатств иностранными монополиями, подстёгиваемую империализмом гонку вооружений. В документе разоблачался миф о неспособности колониальных народов управлять своими делами, показано, что международные конфликты и войны порождаются империалистическими державами, их политикой поощрения расизма и разжигания взаимной ненависти между странами и народами. Советский проект впервые призывал безотлагательно полностью ликвидировать колониализм и предоставить всем колониальным странам, подопечным и другим несамоуправляющимся территориям полную независимость и свободу в строительстве собственных национальных государств. В этом его историческое значение.

Во время развернувшегося на ГА ООН обсуждения конкретные предложения советского проекта поддержали представители более 70 делегаций. Афро-азиатские государства подготовили параллельный проект Декларации, который включал ряд принципиальных положений советского проекта. Учитывая общность многих положений афро-азиатского проекта с советским проектом, советская делегация сочла возможным не вносить в него поправок, а ограничиться двумя дополнениями: указать, что всем колониальным странам независимость должна быть предоставлена не позднее 1961 (1) и что на следующей сессии ГА ООН должен быть рассмотрен вопрос о выполнении Декларации (2). Поскольку советский проект не был принят (за — 32 голоса, против — 30 при 30 воздержавшихся), а афро-азиатский был одобрен большинством голосов (89 при 9 воздержавшихся — США и их союзники), Советский Союз, стремясь придать Декларации максимальный политический вес, официально присоединился к этому документу, инициатором и основным соавтором которого он по существу и являлся.

Декларация призывала незамедлительно и безоговорочно покончить с колониализмом во всех его формах и проявлениях; квалифицировала колониализм как препятствие на пути международного экономического сотрудничества, социального, культурного, экономического развития зависимых народов; показала, что колониализм подрывает идеалы ООН, заключающиеся во всеобщем мире, поскольку отказ в предоставлении свободы зависимым народам, иностранное иго, господство и эксплуатация создают прямую угрозу человечеству; потребовала покончить с практикой сегрегации и дискриминации, предпринять незамедлительные шаги для передачи власти народам подопечных, несамоуправляющихся или других территорий, ещё не получивших независимости, прекратить вооруженные действия и репрессии против зависимых народов; осуждала любые попытки, направленные на то, чтобы частично или полностью подорвать национальное единство и территориальную целостность освобождающихся стран. В Декларации подчёркивалось, что недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или неподготовленность в области образования никогда не должна использоваться как предлог для задержки в предоставлении независимости. Очень важным с точки зрения развернувшейся в мире идеологической борьбы по вопросу о правах человека является содержавшееся в Декларации положение о том, что защитить основные права человека можно только при условии освобождения народа, к которому принадлежит человек.

Из числа советских дополнений было принято второе — обсудить на 16-й сессии ГА ООН вопрос о выполнении Декларации. С тех пор этот вопрос постоянно остаётся в повестке дня всех очередных сессий ГА ООН.

Принятие Декларации в значительной степени ускорило ликвидацию режимов колониального угнетения. На развалинах колониальных империй возникло около 100 новых государств, колон, система империализма была ликвидирована.

Однако поставленные в Декларации цели достигнуты не полностью. Сохраняется колониальный режим в Намибии и ещё примерно на двух десятках зависимых территорий. Империалистические державы, прежде всего США, навязывая этим территориям различные неоколониалистские статусы, создают на них военные базы, опорные пункты, полигоны для испытания ядерного оружия. Прямым нарушением Декларации являются также расизм и расовая дискриминация по отношению к иностранным рабочим (выходцам главным образом из бывших колоний), распространённые в развитых капиталистических государствах. В этих условиях Декларация сохраняет своё значение важнейшего политического и международно-правового обоснования законности освободительной борьбы народов за полное национальное и социальное освобождение.

Литература:
Любомудрова В. В., Самоопределение наций — одно из основных условий международного сотрудничества и мирного сосуществования, в книге: Международно-правовые формы мирного сосуществования государств и наций, М., 1957;
Ляхе М., Женевские соглашения 1954 г. об Индокитае, пер. с польск., М., 1956;
Старушенко Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства, М., 1960;
его же, Нация и государство в освободившихся странах, М., 1967;
Сперанская Л. В., Принцип самоопределения наций в международном праве, М., 1961;
Тузмухамедов Р. А., Национальный суверенитет, М., 1963;
Antonovicz A., Likwidacja kolonializmu ze snanowiska prawa międzynarodowego, Warsz., 1964;
Starushenko G., The principle of national self-determination, in Soviet foreing policy, Moscow, 1963;
Arzinger R., Das Selbstbestimmungsrecht im allgemeinen Völkerrecht der Gegenwart, B., 1966.

Г. Б. Старушенко.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»