- Гана. Народное образование
Европейские школы появились в Гане в середине XVI в. (первая в 1549) в фортах и предназначались для детей колонизаторов.
Миссионерские школы появились в XIX в. К концу XIX в. в Г. сложилось два типа миссионерских школ — сельские и городские. К началу XX в. появились государственные школы, в том числе профессиональные и педагогические. Был издан ряд постановлений и законов, регулировавших отношения колониальных властей и миссионерских школ. Стали появляться школы, открытые на средства и по инициативе африканцев. К 20-м гг. XX в. в Г. было уже около 550 школ (свыше 48 тыс. учащихся). После 2-й мировой войны школьное образование продолжало расширяться. В 1950 в 1522 начальных школах обучалось около 204,3 тыс. учащихся, в 12 средних — 2776 учащихся, в 19 педагогических училищах — 1831 человек. В 1951 80% населения было неграмотно.
После завоевания страной независимости были приняты меры по повышению роли государства в развитии народного образования. На Министерство просвещения было возложено планирование и руководство всеми видами образования. Школы постепенно переходили в ведение местных властей и государства. В 1952 было 1312 частных школ, в 1962 — 352. Одновременно началось интенсивное строительство новых школ: было построено свыше 3 тыс. начальных, что дало возможность увеличить контингент учащихся на 0,5 млн. человек; количество средних школ увеличилось с 12 в 1950 до 39 в 1960 (число учащихся соответственно с 2776 до 11 874 человек), число педагогических училищ с 19 до 30 (4,5 тыс. студентов).
Принимались меры по ликвидации неграмотности взрослого населения. В 1963 при Государственном университете Г. был создан Институт по обучению взрослых, организованы различные курсы для подготовки к экзаменам на свидетельство об образовании различного уровня.
В 1961 был принят закон об обязательном бесплатном начальном обучении, в 1965 — о бесплатном среднем обучении в государственных средних школах. Однако в 1980 свыше 50% населения было неграмотно. Расходы на образование составили в 1974—77 1/3 годового бюджета Г.
С середины 1970-х гг. в Г. вводится новая структура системы образования. Начальные школы — 6-летние для детей в возрасте с 6 лет. Средние школы — 7-летние (4+3). Первые 10 лет обучения (6 лет в начальной школе и 4 года в средней) являются обязательными для детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. В 1983/84 учебном году в стране было более 8,4 тыс. начальных школ, в которых работало около 51,7 тыс. учителей и обучалось 1653 тыс. учащихся, в средних школах (младших и старших) работало 33,4 тыс. учителей и обучалось свыше 745,6 тыс. учащихся. Обучение в государственных школах ведётся на английском языке.
Получила развитие система профессионально-технического и специального образования по подготовке кадров для промышленности, строительства, сельского хозяйства. Существуют промышленные, торговые, коммерческие и др. 3-летние профессиональные школы, работающие на базе младшей средней школы, а также 2—3-летние политехникумы, технологические и военные колледжи на базе полной средней школы (готовят средний технический персонал). В 1982/83 учебном году профессиональную и среднюю профессионально-техническую подготовку получили около 14,3 тыс. учащихся.
Подготовка учителей для начальной школ осуществляется в течение 3 лет в педагогических училищах на базе 2-летнего обучения в полной средней школе, для неполной средней школы в 2-летних педагогических институтах на базе полной средней школы, для средней школы — педагогические факультеты университетов. В 1982/83 учебном году в системе подготовки учителей было 12,5 тыс. учащихся.
Вузы. В 1981/82 учебном году в вузах Г. было 16,3 тыс. студентов. Университеты: Государственный университет Г. в Аккре (основан в 1948 как университетский колледж, статус университета с 1961, в 1983/84 учебном году 4 тыс. студентов, 455 преподавателей, факультеты: гуманитарных наук, естественных наук, медицинский, сельскохозяйственный, юридический, социальных наук, административный); Государственный университет естественных и технических наук в Кумаси (основан в 1951, статус университета с 1961, в 1983/84 учебном году — около 2,8 тыс. студентов, 453 преподавателя, 10 факультетов); Университет в Кейп-Косте (основан в 1962, 1543 студента, 200 преподавателей, 4 факультета). Другие вузы: Политехнический институт в Аккре, Политехнический институт в Такоради, Технические институты в Кофоридуа, Кпанду, Тамале и Суньяни; Национальный институт кино и телевидения в Аккре. Обучение в вузах на английском языке.
Библиотеки: Центральная библиотека Г., Центральная научная библиотека, Библиотека Государственного университета Г. в Аккре, Библиотека Государственного университета естественных и технических наук в Кумаси, Библиотека в Секонди.
Музеи. Национальный музей в Аккре (основан в 1957), Национальный научно-технический музей в Аккре (1965), Музей истории Западной Африки в Кейп-Косте (1971). Имеется 3 культурных центра в гг. Аккра, Кумаси и Тамале.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.