Африка. Танец это:

Африка. Танец
Танец.  Бенин.

Танец.
Бенин.

Профессиональное танцевальное искусство народов Африки возникло сравнительно недавно и до XX в. было ограничено областью фольклора. Первые сведения об африканском танце дают наскальные рисунки в горных массивах Сахары (8—6-е тысячелетие до н. э.). О роли танца в жизни африканцев свидетельствует наскальная живопись бушменов (Южная Африка). Изображение фантастических существ и пляшущих людей в звериных шкурах, с рогами и в масках слона или антилопы указывает на связь танца с мифологическими представлениями африканцев. Найденные в районе озера Чад терракотовые статуэтки, названные «замаскированными танцовщиками», причудливо сочетают черты человеческих фигур с головами животных, что указывает на наличие масок как непременного атрибута танца. Африканский танец складывался на протяжении многих веков — это синтетический жанр, яркий сплав звуков, красок и движений, полный смысла для африканца, умеющего его «прочитать». Его основной ритмический рисунок связан с ритмикой ударных инструментов. Танец сопровождается хоровым пением, часто и аккомпанементом на духовых инструментах — охотничьих рогах, тростниковых флейтах, окаринах, трубах из слоновых бивней и древесных стволов. Красочность и выразительность танца подчёркивается использованием масок — ритуальных, культовых, игровых и др. (иногда весом до 6—8 кг), татуировок, а также костюмов, ходуль, колокольчиков, различных украшений, оружия.

У народов Тропической Африки танец был связан прежде всего с охотой и земледелием. Охотники подражали повадкам и крикам животных и птиц; одетые в шкуры животных исполнители тотемической пляски обещали удачу в охоте. Перед охотой на крупных зверей африканцы устраивали большие танцевальные представления. В костюмах из шкур леопарда, обезьяны, антилопы, других животных, с украшениями из страусовых перьев на голове, танцоры изображали животных, преследуемых охотниками. Эти пляски отличались исключительным богатством, разнообразием и остротой ритмического рисунка, например дошедший до наших дней танец ндламу (ЮАР), исполняемый участниками (до 300 человек) в костюмах из звериных шкур, меховых браслетах и головных уборах из перьев птиц. Композиция танца строится линейно. Палочки, украшенные белым мехом обезьян, заменяют копья. Обязательно участие запевающего песню и задающего ритм танцу, постепенно ускоряющемуся и всё более усложняющемуся. Следы старой охотничьей пляски носит танец народа педи, один из немногих сохранившихся в южной Африке танцев со щитами. Интересен зулусский танец охотников (Южная Африка).

Земледельцы, стараясь вызвать нужный для посевов дождь, воссоздавали музыкально-пластические картины плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды. У многих народов были распространены танцы птиц, предохраняющих посевы от вредителей, танцы «благодарения природы». Танцы, исполняемые в земледельческой церемонии, имеют более плавный характер игровых и плясовых движений (например, танец ташада в Западной Африке, исполняемый мужчинами в ярко расписанных головных уборах, имитирующих птиц, держащих в клюве змею, хороводный танец игома народа нгони в Южной Африке). Танец, символизирующий значение для человека

домашних животных, проходит под взмахи хлыстов из хвостов буйвола и сопровождается песнями о земле и урожае.

Важное место в фольклоре африканских народов занимают ритуальные танцы, связанные с культом предков. Их большое эмоционально-художественное воздействие направлено на создание чувства общности с родоначальниками племён. Танец-обряд поклонения предкам требует от исполнителей большого мастерства и длительной подготовки (например, торжественный танец чиконе во время совершения вождём обряда жертвоприношения предкам). Особое место занимают танцы-обряды инициации, бытующие во многих районах современной Африки (Гана, Нигерия, Кения, Танзания, Конго и др.). Танцы, символизирующие переход в другую возрастную группу и требующие 3—4 месяцев подготовки (например, танец питона народа венда). В процессе исторического развития и взаимодействия культур народов Африки производился отбор выразительных средств танца, создавались законченные хореографические структуры, соединённые с музыкальными и театральными формами, обогащённые разными аксессуарами декоративно-прикладного искусства. Со временем сложились строго канонизированные танцевальные традиции и чёткие программы плясовых выступлений. Импровизация танцев не допускалась. Основа африканского танца: ритм, синкретизм, а также жанровая цельность пляски и пантомимы. Наряду с развитием народного танца, в рамках танцевально-музыкального фольклора происходило становление танца «цехового», «профессионального», использующего определённые средства художественного выражения и требующего длительной специальной подготовки (значительная роль в этом процессе принадлежала тайным ритуально-магическим обществам).

Большая часть народов Центральной, Западной и Южной Африки до XX в. не имела письменности (её заменяли устная литература, музыкальное и танцевальное искусство). Исторические предания, легенды и мифы сохранялись и передавались из поколения в поколение музыкантами-сказителями. Выступления народных музыкантов и танцоров широко распространены во многих странах Африки. Аккомпанируя себе на каком-нибудь музыкальном инструменте, они поют и танцуют, рассказывают о великих событиях прошлого, передают новости сегодняшнего дня. Эти традиции сохраняются и в XX в. Вожди имели в своей свите певцов и танцоров, в обязанности которых входило песнями и танцами восхвалять самих вождей и их гостей, вдохновлять членов племени на борьбу с врагами, оплакивать героев, высмеивать недостойных. В связи с одержанной победой устраивались целые представления. С распадом родовой организации и постепенным исчезновением древних традиций танец терял ритуальный и культовый характер. В некоторых странах Африки начали появляться профессиональные танцовщики, выступающие перед публикой на сельских праздниках. Параллельно с ритуальными представлениями стали устраиваться и комические маскарады чисто развлекательного характера.

Длительное господство колонизаторов в Африке нарушило естественный процесс культурного развития африканских народов. Колонизаторы уничтожали культуру и художественные ценности местного населения. Вековое наследие африканских народов объявлялось неполноценным. Танцы искоренялись как «варварские» и «идолопоклоннические». Однако африканцы сохранили свои богатейшие танцевальные традиции.

С успехами национально-освободительного движения народов Африки и возникновением независимых африканских государств остро встал вопрос развития африканской культуры. Во многих африканских государствах создаются культурные центры, которые наряду с изучением танцевально-музыкального фольклора организуют ансамбли песни и танца, проводят фестивали и смотры, имеющие большое значение для сохранения и распространения культурного наследия. Первый профессиональный ансамбль африканского танца был организован в 1948—49 в Париже гвинейцем Кейта Фодеба. С 1950 под названием Африканские балеты этот коллектив гастролировал по странам Европы. Среди ведущих деятелей африканского танца Альберти Опоку (руководитель Танцевального ансамбля Ганы, основан в 1961), Абу Мама Диуф и Мамиду Мбей (руководители Национального ансамбля Сенегала, основан в 1961), Эдуард Гей (руководитель Национального ансамбля Бенина, основан в 1963), Ахмаду Сиссоко (руководитель ансамбля «Джолиба», Гвинея, основан в 1964), М. Эзерон (руководитель Национального ансамбля Замбии, основан в 1971) и др.; танцовщики и танцовщицы Фанта Туре (Сенегал), Апсита Фрадет, Сокона Дионг (Гвинея), Козо Нкетия (Гана), Нгамбида Саломе (Камерун) и др. Прогрессивные деятели культуры пытаются развить и обновить народное искусство. Развитие фольклорных традиций связывается ими с освоением лучших достижений мирового искусства. Африканские танцы — обязательная составная часть всех театральных представлений (см. раздел Театр). Традиционная африканская культура и, в частности, танец оказали значительное влияние на современную европейскую и американскую хореографию.

Литература:
Авдеев А. Д., Происхождение театра, М.—Л., 1959;
Мириманов В. Б., Африка, М., 1967;
Tracey H., African dances of Witwatersrand gold mines. Johannesburg, 1952;
Les hommes de la danse, Lausanne, 1955;
Segy L, African sculpture speaks, 4 ed., N. Y., 1975;
Darbois D., African dance, Prague, 1962;
Binet J., Societes de danse chez les Fang du Gabon, P., 1972.

М. Скотт.

Национальный танец с горшочками.  Ботсвана.

Национальный танец с горшочками.
Бамангвато.
Ботсвана.

Танец народа басари.

Танец народа басари.
Того.

Национальный ансамбль Чада.

Национальный ансамбль Чада.

Королева масок.  БСК.

Королева масок.
БСК.

Участница городского карнавала.

Участница городского карнавала.

Танец малико.  Маконде.

Танец малико.
Маконде.

Национальный театральный коллектив Мали.

Национальный театральный коллектив Мали.

Выступление театрального ансамбля Народных вооружённых сил Анголы.

Выступление театрального ансамбля Народных вооружённых сил Анголы.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "Африка. Танец" в других словарях:

  • Африка. Театр — Сцена из спектакля «Того Гнини». БСК. Северная Африка. История развития театра Северной Африки восходит к древнейшим обрядам, в которые входили элементы античного театра, магических обрядов и культовых процессий, заимствованные у древних греков и …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Африканский танец — АФРИКÁНСКИЙ ТÁНЕЦ, понятие, условно объединяющее самобытные танцы народов, населяющих Африку. А. т. неразрывно связан с жизнью, религиозными верованиями, фольклором каждого народа, имеющего своё историч. и этнич. прошлое. Танц. культура стран Сев …   Балет. Энциклопедия

  • Ананда Марга — (санскр. आनन्द मार्ग, Путь Блаженства)  международное социально духовное движение,[1] основанное в 1955 году в г. Джамалпуре (штат Бихар, Индия) индийским духовным учителем, философом, писателем, композитором и общественным… …   Википедия

  • Настоящие журавли — Настоящие журавли …   Википедия

  • Журавль — ? Журавли Журавль серый Научная классификация Царство: Животные Тип …   Википедия

  • Замбия — Республика Замбия, гос во в центр, части Африки. Название по расположению в басс. р. Замбези. До 1964 г. это англ, протекторат Сев. Родезия; название от фамилии Сесила Джона Родса (1853 1902), англ, полит, деятеля. Географические названия мира:… …   Географическая энциклопедия

  • Кот-д'Ивуар — Республика Кот д Ивуар, гос во в Зап. Африке. В XVI XVII вв. португ. мореплаватели одному из участков берега Гвинейского залива дали название Берег Слоновой Кости за его богатство этим ценным товаром. В конце XIX в. берег стал франц. колонией… …   Географическая энциклопедия

  • Брейк-данс — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Самоа — У этого термина существуют и другие значения, см. Самоа (значения). Независимое Государство Самоа Malo Sa oloto Tuto atasi o Samoa Independent State of Samoa …   Википедия

  • Соревнования по ирландским танцам — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»