Архитектура Тропической и Южной Африки это:

Архитектура Тропической и Южной Африки
Пирамиды-гробницы царей Мероэ.

Пирамиды-гробницы царей Мероэ.
Судан.
Конец VI в. до н. э. — середина IV в. н. э.
Аэрофотосъёмка.

Архитектура отличается особенностями, которые определяются различиями исторического развития регионов и климатическими условиями континента. В Северо-Восточной Африке, в долине Нила (Судан) и на территории Эфиопии, где зафиксировано существование непрерывной культурной традиции, связанной с цивилизациями Египта Древнего и средневекового, неолитической Сахары и древних аравийских царств — Сабейского и Минейского, памятники строительной деятельности известны для всех исторических этапов, начиная с эпох неолита и энеолита. Об архитектуре остальной части Тропической и Южной Африки дают представление мегалиты и могильники, датировка которых затруднительна, средневековые памятники на восточном побережье Африки, связанные с арабской колонизацией и исламизацией населения, каменные укрепления на территории Южной Африки, а также руины или следы средневековых городов (преимущественно в Западной Африке) и описания путешественников. Региональные черты демонстрирует более изученная народная архитектура, которая отражает древний строительный опыт и до наших дней остаётся носителем автохтонных традиций. Европейская колонизация сопровождалась насаждением по всей Африке провинциальных форм европейского зодчества и привела к формированию космополитических стилей безликой колониальной архитектуры. История развития современного африканского зодчества начинается после образования независимых африканских государств.

Главная особенность монументальной архитектуры Тропической и Южной Африки — разновременность однотипных сооружений. Мегалиты на территории Эфиопии (менгиры, дольмены) датируются эпохами неолита и энеолита. Мегалиты на территории Нигерии (гранитный столб в г. Ифе; культовые сооружения в виде поставленных в круг антропоморфных каменных столбов в восточной области) относятся к эпохе средневековья. Менгиры, очевидно связанные с ритуальными обрядами различных африканских племён, обнаружены во многих местах в Западной Африке — на территории Буркина-Фасо, Гамбии, Гвинеи, Нигера, Мали, Сенегала и Того; это врытые в землю тёсаные цилиндрические или призматические, редко фигурные монолиты высотой до 2 м, расставленные по кругу, в цепочки или группами, насчитывающими иногда до 900 камней. Некоторые менгиры имеют навершие или украшены процарапанным зигзагообразным линейным орнаментом. Среди погребальных сооружений самыми распространёнными и, видимо, самыми древними являются тумулусы (курганные холмы) разных размеров (до 150 м в диаметре) и форм (например, нерегулярные в плане насыпи в Судане; груды камней на круглом основании диаметром от 9 до 40 м в Сенегале и Гамбии). Более развитые архитектурные формы представляют «шуши» — невысокие цилиндрические (районы Сахары, Мавритания) или в виде усечённого конуса (диаметром 5—6 м, Чад) могильники без пола и перекрытия, образованные кольцами каменной кладки и засыпанные сверху, и гипогеи с шахтой или пандусом, ведущими в подземную камеру, покрытую накатом из брёвен (долина р. Нигер).

Развитие монументального зодчества в Северо-Восточной Африке восходит к глубокой древности. На территории Судана, в древнем государстве Куш, оно связано с экспансией египтян, которые во 2-м тысячелетии до н. э. основали здесь свои поселения и военные укрепления (Семна, Кумма). Архитектура Судана на протяжении 2-го — 1-го тысячелетия до н. э. развивалась под постоянным воздействием древнеегипетского зодчества и отражала его стилевые изменения, в том числе проникновение в первые вв. н. э. элементов римской архитектуры. Сплав иноземных (преимущественно египетских) и местных традиций привёл к формированию на суданской почве своеобразной архитектурной школы Мероитского царства (2-я половина VI в. до н. э. — IV в. н. э.). На территории Эфиопии с середины 1-го тысячелетия до н. э. в результате переселения древних народов из Аравии получила распространение архитектура сабейского типа, конструктивные особенности которой нашли отражение в самобытном каменном зодчестве государства Аксум (ирригационные сооружения, дворцы, храмы, монолитные каменные стелы и вотивные троны с богатым декором). С христианизацией Аксума на территории Эфиопии сложилась одна из школ раннехристианской архитектуры. Планировка церквей с 3 нефами и 3-частной квадратной апсидой находит параллели в раннехристианских постройках Северной Африки; в деревянной резьбе потолков заметны влияние коптского искусства, а также связи с античной и иранской (эпохи Сасанидов) орнаментикой. В раннесредневековом зодчестве Судана переплелись архитектурные традиции Мероэ и Аксума; с укреплением христианства (2-я половина VI в.) определяющим стало коптское влияние. В средневековой Эфиопии архитектурное наследие Аксума было развито в XII—XIII вв. в охальных комплексах храмов-крепостей Лалибэлы, в XIV в. сложился новый тип церкви с центральным круглым святилищем; в XVII в. образцом эфиопского градостроительства и архитектуры стала новая столица Гондэр; в крепостном зодчестве позднего средневековья причудливо сочетались черты местной и европейской (португальской) архитектуры.

Проникновение арабов-мусульман в Северо-Восточной (Судан) и Восточной Африке привело к вытеснению христианства в Судане и возникновению на восточном побережье Африки в X—XIII вв. арабских портовых городов (Могадишо, Момбаса, Геди). Выходцами из Шираза (Иран) был основан порт Килва. Иноземные традиции не были усвоены на африканской почве; местные строительные материалы и климатические особенности способствовали развитию своеобразных градостроительных принципов и архитектурных форм. Города (площадью не более 18—20 га), основаные на островах или в местах с естественными водными преградами (проливы, протоки, лагуны), редко укреплялись невысокими стенами. Здания, построенные из местного пористого камня (ракушечник), штукатурили. Используемые для балочных перекрытий короткие стволы (длиной 2,8 м) мангрового дерева диктовали форму узких и длинных помещений. Балочные потолки защищались от дождей настилом из тонких каменных плит с известковой обмазкой. Сводчатые конструкции и купола применялись редко. Здания украшались резьбой по камню; с XV в. в штукатурку стен вмазывались привезённые из Передней Азии яркие поливные тарелки. Жилые постройки, обнесённые глухой стеной, группировались с 2—3 сторон двора. Дворцы от жилищ отличались числом помещений и размерами (в Геди); самый крупный в Тропической Африке дворцовый ансамбль открыт в Килва. В культовой архитектуре Восточной Африки сложился тип мечети с базиликальным залом, разделённым каменными или деревянными столбами на 2—4 или 3 нефа, с михрабом в северной стене, обычно с плоскими перекрытиями. Для некрополей характерны невысокие каменные ограды с квадратным или октогональным в плане столбом на одной из стен.

Самобытностью, богатством и разнообразием архитектурных традиций отличалась Северо-Западная и Западная Африка, «страна городов». Многие города возникали на путях караванной торговли. У южной границы Мавритании открыты раскопками руины столицы средневековой Ганы — Кумби-Сале. Черты каменной архитектуры Кумби-Сале нашли продолжение в других городах Мавритании — Тишите, Уадане, Шингетти, где получили распространение 2—3-этажные постройки из шифера, с узкими прямоугольными помещениями, которые проветривались через треугольные отверстия в кладке стен, внутри расчленённых нишами и оштукатуренных. Небольшие города Мавритании, с тесно застроенными извилистыми узкими улицами, создавались на берегу уэда, между скал, на обрывистой возвышенности и, как правило, не имели оборонительных стен. Средневековые города на территории Мали — Гао, Дженне, Томбукту, Ниани — возникали вдоль р. Нигер как торговые порты. Колебания воды в реке обусловили двойную структуру городов с верхней и нижней частями, которым соответствовали 2 гавани (Гао, Томбукту). Защищённые разливами реки города лишь иногда окружались невысокими стенами (Дженне, Томбукту), имели неправильные очертания и сеть извилистых улиц с глинобитной застройкой. Крупные города народа хауса — Кано, Сокото, Зария, — окружённые крепкими глинобитными стенами (высотой до 15 м, длиной 18 км) и рвом с колючим кустарником, включали наряду с застройкой возделанные земли; от многочисленных городских ворот, завешанных воловьими шкурами, прямые улицы вели к центральной площади с дворцом, мечетью и рынком. Похожую структуру имели города-государства йоруба и г. Бенин, также обнесённые глинобитными стенами и рвом. В районах, примыкавших к побережью Гвинейского залива, города возникали как резиденции вождей и как культовые центры племён. Средневековый Ифе имел овальную территорию, обнесённую глинобитной стеной и разделённую на секторы; в центре города находились дворец и рынок. Боно-Мансо — столица аканского омана Боно и другие центры акан не были укреплены, имели регламентированный план с меридиональной главной улицей, от которой к востоку и западу отходили несколько улиц, разделявших город на 7 кварталов, застроенных 2-этажными глинобитными домами; на восточной стороне главной улицы находился 3-этажный дворец.

В архитектуре Западной Африки выделяются несколько школ, различающихся главным образом строительными методами. В районах Западного Судана (Мали, Буркина-Фасо, северная Гана) как результат приспособления к климату с редкими, но сильными дождями сложился так называемый западносуданский стиль с характерными оплывающими формами глинобитных построек (преимущественно из банко). Стены мечетей с контрфорсами и минаретов (конических или в виде усечённой пирамиды с угловыми зубцами) укреплены горизонтально положенными деревянными жердями или брёвнами, концы которых выведены наружу для подновления фасадов после дождей; в сочетании с нерасчленёнными монолитными объёмами они придают зданиям воинственный облик. Для архитектуры народа хауса характерны постройки из банко или сырцового кирпича с глиняной штукатуркой и различные арочно-сводчатые конструкции из глины с арматурой из пальмовых брусков, позволившие перекрывать помещения пролётом до 12 м. Фасады зданий оформлялись вырезанным по сырой штукатурке линейным орнаментом (стилизованные листья, имитация кирпичной кладки) или рельефными (глина с травой) геометрическими узорами; здания в верховьях Нигера отличались узкими высокими порталами, увенчанными парой зубцов и украшенными рельефным геометрическим орнаментом. Постройки ашанти в Гане имели плетнёвую конструкцию с заполнением из глины и галечника. Для всех районов Западной Африки характерны городские дома с помещениями вокруг двора и планировка мечетей с параллельными меридионально вытянутыми двором и молитвенным залом.

О развитии монументального каменного зодчества в Южной Африке свидетельствуют руины Зимбабве. Циклопическая кладка укреплений XI—XII вв. сменилась в XV в. регулярной перевязкой околотых каменных блоков; стены, окружавшие овальную территорию, обычно застроенную круглыми хижинами, венчались орнаментальным поясом из каменных плит, положенных зубцами и «в ёлочку». На территории государства Зимбабве обнаружено около 150 таких сооружений; ареал их распространения включает Трансвааль (ЮАР) и Ботсвану в Южной Африке и простирается далеко к Северу; остатки подобных каменных укреплений, восходящих к XV в., сохранились в регионе Дарфур в Судане.

С конца XV в. вторжение европейцев, которые закрепляли захват побережья Африки строительством замков, фортов, торговых факторий, положило начало развитию колониальной архитектуры сначала в Западной, к концу XVI в. в Восточной и Южной Африке. Колонисты (португальцы, голландцы) насаждали привычные для них архитектурные формы и методы строительства; не довольствуясь местными материалами, нередко для постройки крепостей импортировали из метрополии камень (португальцы) и кирпич (голландцы). Укрепления XVI—XVII вв. (большей частью на территории Ганы), обычно прямоугольные, иногда ромбические в плане, на углах были усилены остроугольными бастионами с покатыми стенами. Постройки колонистов в провинциальном варианте отражали основные черты архитектуры метрополии (например, упрощённые образцы португальского барокко в Луанде) и отчасти приспосабливались к местным условиям (например, появившиеся в XVII в. на мысе Кап голландские дома с высокими фронтонами имели камышовые крыши вместо черепичных). Города, основанные европейцами (преимущественно, в XIX в., в период английской и французской колонизации), закладывались по регулярному плану с церковью и мэрией в центре, но дальнейшее их развитие протекало стихийно; участие квалифицированных архитекторов считалось ненужным. Характерным стал принцип городского районирования по расовому и этническому признаку, местное население обитало в хижинах и убогих лачугах на городских окраинах; предместья заполнились «бидонвиллями» — жалким подобием жилищ из канистр, ящиков, тряпья и пр. Лишь после 2-й мировой войны изменилось отношение к архитектуре колоний, в создании которой стали участвовать опытные европейские архитекторы и инженеры. Были приняты меры к упорядочению городской планировки и застройки, например разработаны планы реконструкции Кампалы (Уганда), Найроби (Кения), городов современной Ганы и др.; облик типичных космополитических центров приобрели города Зимбабве с деловыми кварталами, застроенными многоэтажными зданиями. В 50-е гг. сформировались черты так называемого тропического стиля с характерными для него эклектическими по формам современными зданиями из бетона, стекла и стали, в которых особое значение придавалось солнцезащитным и вентиляционным устройствам.

Подлинное развитие современной архитектуры Африки началось после освобождения континента от колониального господства. Конгресс африканских стран по градостроительству (Абиджан, 1961) выдвинул задачи ликвидации расового деления городов, уничтожения трущоб, оздоровления городской территории, а также поиска градостроительных форм, отвечающих особенностям отдельных стран. Социальные преобразования выдвинули на первый план проблему массового жилищного строительства: трущобы постепенно вытесняются кварталами 1—2-этажных экономичных домов дворового типа. Возникла потребность в создании правительственных центров, культурных учреждений, спортивных комплексов. Повсеместно строятся больницы и школы, университеты со студенческими городками, техникумы, ремесленные училища, а также рынки, многоэтажные гостиницы, промышленные здания, аэропорты. Строительные начинания независимых стран Африки были активно поддержаны государствами социалистического содружества. Советские архитекторы и инженеры осуществили ряд построек в Бамако, Браззавилле, Конакри, Могадишо, Найроби, Хартуме и других городах; болгарские — в Гане и Мали, специалисты из ГДР — в Танзании, югославские — в Эфиопии. В проектировании городов участвует также греческая фирма К. Доксиадиса. Много строят французские архитекторы (мастерская А. Шомета). Усилился приток специалистов из Норвегии, Швеции и других европейских стран. Всё значительнее становится вклад зодчих-африканцев, которые теперь получают образование не только в странах Европы и Америки, но и на архитектурных факультетах университетов Ганы, Нигерии, Кении. Современная архитектура Тропической и Южной Африки, в основном отражающая типические черты современной мировой архитектуры, находится на пути к развитию локальных национальных школ, в становлении которых важнейшую роль предстоит сыграть национальным художественным кадрам — архитекторам, живописцам и скульпторам.

Народное жилище Тропической и Южной Африки — хижина. По формам и декоративному убранству африканские хижины нередко являются подлинными шедеврами народного творчества; в их создании часто используются навыки художественных ремёсел (гончарства, плетения корзин и циновок). В соответствии с климатическими условиями, способами ведения хозяйства и характером подручных материалов сформировались регионально различные типы хижин. Для зоны влажных лесов с большим количеством осадков (побережье Гвинейского залива, долина р. Конго),где распространено земледелие, характерны прямоугольные в плане хижины под 2-скатной коньковой крышей, покрытой поверх жердей травой или листьями; стены (из неотесанных стволов или фахверковые с заполнением из глины и хвороста) снаружи покрыты штукатуркой из глины с камешками или волокном; все части конструкции соединены лыком или лианой. В обширной зоне саванн и степей, где мотыжное земледелие сочетается со скотоводством, материалами для жилищ служат глина, тростник, стебли проса и навоз; различаются круглые (самые распространённые), овальные, квадратные и прямоугольные в плане хижины, с раздельным возведением стен и кровли или собранные из воткнутых в землю ветвей, сомкнутых наподобие свода или купола. Стены могут быть из глины с примесью гальки, фахверковые с глиняным заполнением или обшивкой из циновок и пальмовых листьев; плетнёвые (из ветвей, закреплённых стойками); в виде частокола из древесных стволов; из камыша, скреплённого лыком либо лианой. Нередко над круглыми хижинами устанавливаются связанные на земле конические крыши (прошитый лыком каркас из жердей с наклоном в 30—50°, крытых соломой, травой или пальмовыми листьями), над квадратными — шатровые, над овальными — 2-скатные с загнутыми краями. Для погашения распора крыши с большим выносом, образующим навес вокруг хижины, ставятся дополнительные опоры. Пространство под крышей либо открыто внутрь, либо отделено решёткой и используется для хранения продуктов. В Кении и Танзании возводят квадратные и прямоугольные в плане жилища — «тембе» с плоским балочным перекрытием и земляной кровлей. Каркас сводчатых хижин (круглых или овальных) обшивается извне слоем травы или листьев. Хижины мусгу (Камерун), целиком вылепленные из глины, покрыты выступами — клиньями (для стока воды), создающими своеобразный пластический узор. В Камеруне, Бенине, в Северо-Восточной Африке встречаются свайные хижины — на столбах, поднятые на высоту до 3,5 м, прямоугольные или круглые в плане, с приставной лестницей и иногда (Камерун) с терраской. Рыбацкая деревня Ганвье в Бенине состоит из свайных хижин на воде; жители сообщаются между собой на лодках. Индивидуальные черты хижин различных местностей, сформированы локальными этническими традициями, проявляются в вариантах соотношения стен и кровли — высокой или распластанной, выпуклой или вогнутой, прямолинейного, параболического или шлемовидного профиля. Постройки украшаются снаружи и внутри процарапанным или тиснённым по глине орнаментом, а также наивно-реалистическими сюжетными изображениями, выполненными в глиняном рельефе или росписью мелом, сажей, охрой и краснозёмом. У некоторых народов (венда, бамилеке) опорные деревянные столбы хижин оформлены объёмными фигурами, а деревянные полотнища дверей — горельефами, связанными с культом предков и тотемистическими верованиями. Хижины группируются в усадьбы и селения, обнесённые палисадом, располагаются вдоль улицы, ведущей к жилищу вождя, или вокруг него. Усадьба вождя выделяется числом и размерами построек. Жилища земледельцев всегда сопровождаются зернохранилищами, которые в меньшем масштабе повторяют формы хижин или напоминают причудливые гончарные изделия. Для поселений скотоводов (масаи, зулу) характерны «краали» — загоны для скота, образованные плотно сомкнутыми по кругу хижинами (обычно «тембе»). Лёгкие и недолговечные, но отвечающие особенностям климата хижины и в настоящее время остаются основным типом африканского жилища в сельской местности.

А. Л. Воронина.

Зимбабве.  Руины эллиптического здания с башней.

Зимбабве.
Руины эллиптического здания с башней.
Вид изнутри.

Зимбабве.  Руины эллиптического здания с башней.

Зимбабве.
Руины эллиптического здания с башней.
Часть внешних стен.

Скальная церковь Мэдхане-Алем в Лалибэле.

Скальная церковь Мэдхане-Алем в Лалибэле.
Эфиопия.
XII—XIII вв.
Восточный фасад.

Мечеть в Молти.

Мечеть в Молти.
Мали.
Вход.

Гробница со столбом в ограде.

Гробница со столбом в ограде.
Некрополь в Кундучи.
Танзания.
XVIII в.

Гробница в виде здания с арками.

Гробница в виде здания с арками.
Некрополь в Кундучи.
Танзания.
XVIII в.

Соборная мечеть в Томбукту.

Соборная мечеть в Томбукту.
Мали.

Замок Эльмина.  Гана.

Замок Эльмина.
Гана.
Построен португальцами.
Перестроен в 1704.
Вид сверху.

Улица в г. Дженне.

Улица в г. Дженне.
Мали.
Застройка в западносуданском стиле.

Монумент независимости в Ломе.

Монумент независимости в Ломе.
Того.

Здание национального театра в Лагосе.

Здание национального театра в Лагосе.
Нигерия.
1970-е гг.

Жилой дом в Дакаре.

Жилой дом в Дакаре.
Сенегал.
Первая половина 1970-х гг.

Отель «Мономотапа» в г. Хараре.

Отель «Мономотапа» в г. Хараре.
Зимбабве.

Хижина киси.

Хижина киси.

Хижина нанди.

Хижина нанди.

Хижина камба.

Хижина камба.

Типы хижин.

Типы хижин:
а — хижина из жердей со шлемовидной травяной кровлей на круглом основании (фульбе);
б — плетнёвая хижина с конической травяной кровлей на квадратном основании (киси);
в — плетнёвая хижина с конической травяной кровлей на круглом основании (нанди);
г — цельноплетёная травяная хижина шлемовидной формы (камба).

Конструкция конической тростниковой крыши.

Конструкция конической тростниковой крыши.
Вид изнутри (между стеной и крышей — вентиляционная щель).

Хижины покото.

Хижины покото.

Типы хижин.

Типы хижин:
а — цельноплетёная прямоугольная хижина из жердей (масаи);
б — плетнёвая хижина с плоской камышовой кровлей на круглом основании и с навесом (1) у входа
(мунданг;
2—4 — жилые помещения,
5 — кухня);
в — плетнёвая хижина с покатой земляной кровлей на круглом основании и на столбах (покото).

Свайное жилище.

Свайное жилище:
на квадратной платформе — хижина из жердей с конической травяной кровлей на круглом основании (джур).

Ульевидная глиняная хижина (мусгу).

Ульевидная глиняная хижина
(мусгу;
1 — хижина женщины,
2 — хлев,
3 — кухня,
4 — кладовая,
5 — зернохранилище).

Усадьба мофу.

Усадьба мофу:
постройки из камня на глиняном растворе, с коническими соломенными крышами
(1, 6 — комнаты,
2 — зернохранилище,
3 — хлев,
4 — кухня,
5 — терраса).

Свайное жилище в селении Ганвье в Бенине.

Свайное жилище в селении Ганвье в Бенине.

Хижина мусгу.

Хижина мусгу.

Крааль масаи.

Крааль масаи.

Деревня в Камеруне.

Деревня в Камеруне.

Стела-монолит в Аксуме.

Стела-монолит в Аксуме.
Эфиопия.
II—IV вв.
Аксумское царство.

«Аллея баранов» храма Амона в Наге.

«Аллея баранов» храма Амона в Наге.
Судан.
Мероитское царство.
Конец VI в. до н. э. — середина IV в. н. э.

Деревня в Камеруне.

Деревня в Камеруне.
Вид сверху.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "Архитектура Тропической и Южной Африки" в других словарях:

  • Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Тропической и Южной Африки — Древний буйвол. Петроглиф, горы Ксур. Северная Сахара. 8 е тысячелетие до н. э. Изобразительное искусство. Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения  петроглифы и росписи,… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Африка. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство — Статуэтка жрицы «певицы Амона» Раннаи. Чёрное дерево, серебро, золото. Новое царство. XVI в. до н. э. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва. Египет. Высокий уровень земледельческой культуры в долине Нила обусловил широкое… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Танзания. Музыка — Самобытна музыка многочисленных народов Танзании. Многие музыкальные традиции существуют с давних времён, некоторые из них подверглись большим изменениям. Наиболее устойчивый пласт музыкальной культуры  церемониальная, ритуальная и обрядовая… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Республика Конго — Не следует путать с Демократической Республикой Конго (Заиром) Республика Конго République du Congo  (фр.) Repubilika ya Kongo  (конго) Republíki ya Kongó  (лингала) …   Википедия

  • Африканеры — Африканеры …   Википедия

  • Нигерия — (Nigeria)         Федеративная Республика Нигерия (Federal Republic of Nigeria).          I. Общие сведения          Н. государство в Западной Африке, в бассейне нижнего течения р. Нигер. Входит в британское Содружество. Граничит на З. с Дагомеей …   Большая советская энциклопедия

  • Замбия — Республика Замбия, гос во в центр, части Африки. Название по расположению в басс. р. Замбези. До 1964 г. это англ, протекторат Сев. Родезия; название от фамилии Сесила Джона Родса (1853 1902), англ, полит, деятеля. Географические названия мира:… …   Географическая энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Мозамбик — Народная Республика Мозамбик, гос во на Ю. В. Африки. В 1498 г. португальцы высадились на остров у сев. вост. побережья страны и назвали его Мозамбик по имени местного султана Муса Бен Мбика. На острове возникло селение, также названное Мозамбик …   Географическая энциклопедия

  • СУДАН — Республика Судан, гос во на С. В. Африки. В качестве названия страны принято наименование природной обл. Судан, простирающейся к Ю. от Сахары. Полная араб, форма этого наименования Биляд эс Судан страна черных , поскольку именно в этой зоне арабы …   Географическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»