Африка. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Африка. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Статуэтка жрицы «певицы Амона» Раннаи.

Статуэтка жрицы «певицы Амона» Раннаи.
Чёрное дерево, серебро, золото.
Новое царство.
XVI в. до н. э.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Москва.

Египет.
Высокий уровень земледельческой культуры в долине Нила обусловил широкое развитие в эпохи неолита и энеолита художественных ремёсел (искусная обработка камня, орнаментированная лепная керамика) и подготовил расцвет искусства Египта Древнего. Особенности заупокойного культа и первобытной магии древнейших египетских племён нашли воплощение в аллегорическом символизме и условности искусства додинастического Египта, в котором уже определились своеобразные черты древнеегипетской изобразительности, например передача на плоскости фигуры человека одновременно в фас и в профиль. В эпохи I и II династий (около 3000 — около 2250 до н. э.) сформировались основные принципы египетского искусства, его идейная направленность, каноничность форм, иерархия его видов, из которых ведущим стала архитектура. Чётко регламентированная художественная система моделировалась социальной иерархической структурой египетского общества; существенное место в этой системе занимал интерпретированный в соответствии с религиозным и официальным каноном образ человека (богоподобного фараона, вельможи или государственного чиновника, слуги). На протяжении своей многотысячелетней истории (4-е — конец 1-го тысячелетия до н. э.) искусство Древнего Египта, несмотря на регламентацию, пережило сложную эволюцию, отразившую изменения в экономической, социальной, политической и духовной жизни египтян. Сложились локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности (архитекторы Имхотеп, Сенмут, скульптор Тутмес). В условиях крупного деспотического государства, с обожествляемой верховной властью и необычайно развитым заупокойным культом, художники были поставлены перед необходимостью решать невиданные по своей грандиозности задачи. Создание памятников особого общественно-государственного значения (например, гробниц фараонов, государственных святилищ) побуждало их к поискам ясного, отточенного, впечатляющего художественного языка. Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие — в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно — в рельефе и живописи; природные свойства материала (камня и дерева) — в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Были выработаны многие ставшие классическими формы и типы архитектуры (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства (круглая скульптура — главным образом статуя, рельеф, мелкая пластика; монументальная живопись; мебель, ювелирное искусство, так называемый египетский фаянс и пр.), а также специфические для Древнего Египта архитектурные формы (гробницы-мастаба, колонного зала — гипостиля, монументального храмового фасада — пилона) и художественные образы (сфинкса — своеобразного олицетворения божественной сущности фараона, колосса — гигантской статуи бога-царя). Древнеегипетскими зодчими были разработаны принципы создания грандиозных архитектурных ансамблей: пирамид с заупокойными храмами, террасами, дворами и колоннадами (пирамиды в Саккаре и Гизе); скальных гробниц, сочетающих наземные и внутрискальные сооружения (храм Ментухотепа III в Дейр-эль-Бахри); горизонтально-протяжённых, развёрнутых в пространстве храмовых комплексов, разомкнутая продольно-осевая композиция которых открывала возможности для их неограниченного развития. Особое значение в искусстве Древнего Египта приобрёл скульптурный портрет.

После завоевания Египта Александром Македонским здесь развивалась одна из ветвей эллинистического искусства — александрийская школа, испытавшая воздействие древнеегипетской традиции, которая в этот период ещё сохраняла свою самостоятельность. Политика Птолемеев, направленная на сближение с коренным населением (введение культов синкретических божеств, демонстрация официального признания старой культуры, например строительство храмов, посвящённых древнеегипетским богам), приводила к созданию эклектических произведений, в которых неорганично сочетались греческие и египетские художественные приёмы (например, рельефы храмов в Дендере, Эдфу, Эсне, на о. Филе).

В римский период взаимопроникновение античной и древнеегипетской традиций было более плодотворным. Древнеегипетский скульптурный портрет заметно повлиял на развитие римской портретной пластики, многие египетские сюжеты проникли в римскую живопись. Воздействие римско-эллинистического искусства на древнеегипетскую традицию вылилось в такое оригинальное художественное явление, как файюмские портреты. Эволюция стиля файюмских портретов на протяжении четырёх веков отражает, с одной стороны, общее состояние искусства в Римской империи, с другой, в связи с распространением и упрочением в Египте христианства, — нарастающее значение раннехристианской эстетики.

Египту в составе Византии принадлежит важная роль в формировании раннехристианского искусства, его стиля, иконографии, символики. В искусстве христианского Египта шёл активный процесс противопоставления народных традиций столично-имперским. Египтяне-христиане всё более последовательно использовали богатое художественное наследие страны, сохраняемое народным творчеством. Учреждение коптской церкви (середина V в.) стимулировало этот процесс и привело к официальному признанию коптского искусства, которое по существу начало развиваться одновременно с распространением христианства в Египте и многим обязано эллинистической александрийской школе. Коптские художники создали иконографические образы и композиции, которые позднее были приняты западноевропейским искусством, а также отчасти унаследованы мусульманскими орнаменталистами и миниатюристами. Коптские зодчие разработали новые типы зданий — 3-нефной христианской базилики и купольной гробницы.

С включением в состав Арабского халифата Египет стал очагом развития одной из ведущих школ средневекового арабского искусства. Именно здесь возникли одни из первых вариантов укреплённого арабского города, «колонной» мечети, мусульманского мавзолея (Фустат). Для судеб художественной культуры арабской Северной Африки и Ближнего Востока особое значение имела эпоха Фатимидов (X—XII вв.), ознаменованная основанием Каира, расцветом архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В XII—XV вв. (эпохи Айюбидов и Мамлюков) искусство Египта, отличавшееся яркой самобытностью, высокими достижениями инженерно-строительной и архитектурной мысли, бурным расцветом орнамента и каллиграфии, оказало существенное воздействие на искусство Сирии и других арабских стран. В османский период художественная культура Египта приняла общие для империи черты. С интенсивным проникновением европейской культуры (с конца XIX в.) в Египте начали развиваться современная архитектура и изобразительное искусство. Открытие в Каире в 1908 Художественного института сделало Египет первым национальным центром профессиональной подготовки арабских художников. С развитием национально-освободительного движения в Египте начали складываться современные национальные художественные школы. Этот процесс значительно усилился после революции 1952. Современное искусство Египта представляет собой сложную картину сосуществования реалистических и модернистских, национальных и космополитических тенденций, отражающую противоречия и напряжённость общественно-политической жизни страны.

Р. Д. Шуринова.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Северной Африки
Архитектура Тропической и Южной Африки
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Тропической и Южной Африки

Сосуд с фигурой лежащего льва на крышке.

Сосуд с фигурой лежащего льва на крышке.
Из гробницы Тутанхамона.
Алебастр.
Роспись.
XIV в. до н. э.
Египетский музей.
Каир.

Храм бога Амона-Ра в Луксоре.

Храм бога Амона-Ра в Луксоре.
XV—XIII вв. до н. э.
Большая колоннада и двор фараона Аменхотепа III.
Зодчий Аменхотеп Младший.
Конец XV в. до н. э.

Портрет царицы Нефертити.

Портрет царицы Нефертити.
Из Амарны.
Известняк.
Роспись, инкрустация горным хрусталём.
Новое царство.
Вторая четверть XIV в. до н. э.
Государственные музеи.
Берлин-Далем.

Рельеф с изображением плакальщиков.

Рельеф с изображением плакальщиков.
Известняк.
Новое царство.
XIV в. до н. э.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Москва.

Подвеска с изображением крылатого скарабея, поддерживающего лунную ладью.

Подвеска с изображением крылатого скарабея, поддерживающего лунную ладью.
Из гробницы Тутанхамона.
Золото, полудрагоценные камни.
Вторая половина XIV в. до н. э.
Египетский музей.
Каир.

Коптское искусство.  Резной каменный фриз.

Коптское искусство.
Резной каменный фриз.
V в.
Фрагмент.
Коптский музей.
Каир.

Мечеть ибн Тулуна в Каире.

Мечеть ибн Тулуна в Каире.
876—879.

«Два воина».  Рисунок тушью.

«Два воина».
Рисунок тушью.
XI—XII вв.
Музей исламского искусства.
Каир.

Каир.  Вид на город со стороны Фустата.

Каир.
Вид на город со стороны Фустата
(на заднем плане — цитадель Салах ад-Дина, 1176 и XIII—XV вв., с мечетью Мухаммеда Али, 1830—48).

Минарет медресе ас-Салих Наджм ад-дин Айюба в Каире.

Минарет медресе ас-Салих Наджм ад-дин Айюба в Каире.
XIII в.

Комплекс мавзолея султана Каит-бея в Каире.

Комплекс мавзолея султана Каит-бея в Каире.
1472—74.

Пирамида фараона Джосера в Саккаре.

Пирамида фараона Джосера в Саккаре.
Зодчий Имхотеп.
Древнее царство.
XXVIII в. до н. э.

«Колоссы Мемнона» в Фивах.

«Колоссы Мемнона» в Фивах.
Новое царство.
Известняк.
XIV в. до н. э.

Ансамбль храмов на острове Филе.  Храм богини Исиды.

Ансамбль храмов на острове Филе.
Храм богини Исиды.
Эллинистический период.
«Киоск Траяна» (на переднем плане).
Римский период.

«Юноша в золотом венке».  Так называемый файюмский портрет.

«Юноша в золотом венке».
Так называемый файюмский портрет.
Энкаустика.
II в.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Москва.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Африка. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство" в других словарях:

  • Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Тропической и Южной Африки — Древний буйвол. Петроглиф, горы Ксур. Северная Сахара. 8 е тысячелетие до н. э. Изобразительное искусство. Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения  петроглифы и росписи,… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Рим — I         Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… …   Большая советская энциклопедия

  • Греция — I Греция         Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… …   Большая советская энциклопедия

  • Рим Древний — (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем ‒ средиземноморская держава, включавшая западную и юго… …   Большая советская энциклопедия

  • Греция (Древняя) — Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в… …   Большая советская энциклопедия

  • Нерсесов, Яков Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нерсесов. Нерсесов, Яков Николаевич (род. 19 января 1957, Москва)  кандидат исторических наук, доцент, автор научных и научно популярных статей по древней истории и моде. За 12 лет …   Википедия

  • Армения — У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն …   Википедия

  • Нигерия — (Nigeria)         Федеративная Республика Нигерия (Federal Republic of Nigeria).          I. Общие сведения          Н. государство в Западной Африке, в бассейне нижнего течения р. Нигер. Входит в британское Содружество. Граничит на З. с Дагомеей …   Большая советская энциклопедия

  • Сирия —         Сирийская Арабская Республика (Аль Джумхурия аль Арабия ас Сурия).          I. Общие сведения С. государство в Западной Азии. Граничит на С. с Турцией, на В. и Ю. В. с Ираком, на Ю. с Иорданией, на Ю. З. с Израилем, на З. и Ю. с Ливаном.… …   Большая советская энциклопедия

  • Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»