- бидього искусство
Деревянная мужская фигура.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Москва.бидьо́го иску́сство. В традиционной пластике народа бидього, живущего в Гвинее-Бисау, выделяются два типа женских статуэток, связанных с культом предков. Первые отличаются сильно вытянутыми пропорциями и крайним схематизмом форм. Длинное цилиндрическое туловище с небольшими заострёнными грудями переходит в тонкую «кольчатую» шею. Её венчает удлинённая голова, широкая и круглая в верхней части, покрытая плоским головным убором и сильно суживающаяся к выступающему вперёд подбородку. Лицо выполнено условно, рот отсутствует. Короткие ручки едва достигают середины туловища, которое оканчивается колоколообразной юбочкой. Тонкие длинные ноги широко расставлены и «перетянуты» в коленных суставах. У вторых верхняя часть фигуры имеет правильные пропорции, согнутые в локтях руки упираются в бёдра, покрытые короткой юбкой, ноги срезаны выше колен и оканчиваются слабо выступающим ободком. Бидього создают также фигурные сосуды с изображением лежащего на крышке животного, иногда составляющие сложную скульптурную композицию: две пары человеческих фигур, расположенных по сторонам, как бы несут сосуд на длинных жердях, положенных на плечи (в действительности он опирается на тонкую ножку). Известны шлемовидные маски, изображающие дикого буйвола с изогнутыми рогами. Они выполняются на плетённом из прутьев каркасе, обтянутом кожей и украшенном красными зёрнами растений и раковинами каури.
Литература:
Helmholz R. С., Traditional Bijago statuary, «African Arts», 1972, v. 6, № 1.H. E. Григорович.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.