- Бенин. Архитектура и изобразительное искусство
Королевский кортеж.
Бронза.
Литьё.В Южном Б. преобладают прямоугольные в плане дома на каркасе из столбов, заполненном листьями и ветвями деревьев; четырёхскатные крыши венчает конёк, в Центральном Б. стены прямоугольных домов обмазываются глиной и белятся, в Северном Б. — дома обычно круглые в плане с обмазанными глиной стенами из ветвей и коническим покрытием. В домах всех типов крыша, обычно травяная или соломенная, сильно выступает за плоскость стены, образуя навес. Полы земляные или глинобитные. Группы жилых и общественных построек иногда объединены общей оградой. Встречаются жилища на сваях. Планировка поселений обычно произвольная. Дворцы и храмы Б., строившиеся в XVIII—XIX вв., отличались от обычного жилища лишь размерами и богатым декором. Главным украшением дворцов служили лепные глиняные рельефы (сцены из истории страны, священные животные), раскрашенные в красные и жёлтые цвета (дворец правителей в Абомее). В северных районах Б. монументальная архитектура развивалась в духе суданских замков моси и груси (замок Сомбе в Натитингу).
В последние десятилетия в столице Б. — Порто-Ново проложены новые озеленённые магистрали, выстроены отдельные общественные здания и 1—2-этажные жилые дома-особняки современного типа, с использованием элементов традиционного искусства (стилизованные архитектурные формы, орнаменты, деревянная скульптура).
Издавна развивается богатое и самобытное художественное ремесло. Исполнялись резные деревянные статуэтки людей и животных, декорированная мебель, в том числе столики, табуретки, алтари, царские троны, подножия которых иногда составляли сложные скульптурные композиции. Деревянные жезлы (рекады) украшались металлическими фигурными наконечниками с изображениями символического характера. Необычна и оригинальна по своей художественной трактовке мелкая пластика, отлитая из бронзы методом «утраченного воска» (по выплавляемым восковым моделям). Преобладают динамичные сцены жанрового характера, иногда с многочисленными персонажами, часто воссоздающие эпизоды придворного быта. Статуэтки хорошо передают движение, внешние особенности людей и животных, им присущи своеобразная стилизация, специфические пропорции (вытянутые суховатые фигуры с тонкими конечностями) и композиционные приёмы. Над украшением дворцов правителей в Абомее работали искусные мастера многих поколений, они создавали крупную декоративную скульптуру из дерева, покрытую пластинами из меди или серебра, керамические настенные барельефы, расшитые многокрасочной аппликацией панно, повествующие в аллегорической форме об истории, событиях, бытовых эпизодах, местной фауне. Высокого мастерства достигла декорировка калебасов, носившая также пиктографический характер. Традиционные мотивы нашли отражение в статуэтках и сосудах из лощёной и глазурованной керамики.
В Б. традиционные предметы искусства стали эталоном для серийного производства мелкой пластики из бронзы, сюжеты которой тесно связаны с мифами и фольклором. Распространено изготовление ковров-аппликаций, большим спросом пользуются калебасы. Наряду с традиционными видами ремёсел ведутся поиски новых форм и назначения предметов. Создаются подставки для ламп, декоративные керамические сосуды, отделанные под металл и украшенные многофигурными композициями (мастер Кокуи из Котону). Немногочисленные местные живописцы А. Лишу, А. Паскаль Аломбосу, Л. Леонард пишут пейзажи и жанровые сцены.
А. X. Грансберг.
Церемониальный жезл (рекада).
Дерево, металл.
Рельефы у входа во дворец правителей в Абомее.
Панно.
Ткань. Аппликация.
Современная скульптура «Португальский пришелец».
Бронза.
Музей. Абомей.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.