Африка. Экономический очерк. Финансы и кредит

Африка. Экономический очерк. Финансы и кредит

Важнейшее звено финансовой системы развивающихся государств Африки — бюджет центрального правительства, который подразделяется на текущий (ординарный) бюджет и бюджет капиталовложений. Последний обычно входит составной частью в национальные планы развития (в разбивке по годам). За центральным бюджетом закрепляются основные источники доходов; потребности местных властей финансируются по нисходящей линии путём дотаций и, как правило, второстепенных налогов, законодательно закрепляемых за местными органами власти. К центральному бюджету примыкают специальные правительственные фонды (инвестиционные, социального, личного и имущественного страхования), а также бюджеты автономных (или полуавтономных) государственных организаций и предприятий (железных дорог, корпораций и др.).

За счёт налогов формируется от 70 до 80% и более всех текущих доходов бюджета (см. таблицу 17).

Таблица 17. Структура текущих доходов центрального бюджета стран Тропической Африки*
(% к итогу)

  1973 1975 1976 1977 1980
Налоги на доходы и прибыль 36,1 38,7 37,9 37,4 33,8
Взносы на социальное страхование 2,9 2,9 3,1 2,9 2,1
Косвенные налоги 43,7 41,7 43,3 45,4 47,7
в том числе налоги:
на потребление товаров и услуг 23,5 21,3 24,0 24,2 26,0
таможенные пошлины 20,2 20,4 19,3 21,2 21,7
Итого 82,7 83,3 84,3 85,7 83,6
Неналоговые доходы, включая отчисления от государственных предприятий 12,6 13,4 12,9 11,2 12,3
Прочие доходы 4,7 3,3 2,8 3,1 4,1
Бюджетный дефицит (% к ВВП) 3,9 4,5 4,5 4,3 5,0
* Данные по 35 странам.

Источник:
Government Finance Statistics Yearbook, International Monetary Fund, N.Y., 1981, 1983.

Величина налоговых поступлений в 1970-е — начале 80-х гг. в большинстве стран региона находилась на уровне 13—16% ВВП. Лишь в отдельных странах, имеющих довольно значительные доходы от добычи и экспорта нефти и другого ценного минерального сырья (Алжир, Нигерия, Ливия, Габон, Марокко, Ботсвана, Свазиленд, Заир, Замбия, Маврикий, Конго), она достигала 22—25% ВВП и выше.

Во многих государствах Африки налоговые системы являются регрессивными, то есть прирост национального дохода не влечёт за собой автоматического увеличения налоговых поступлений. Главная причина такого положения заключается в низкой эффективности механизма прямого налогообложения, что обусловлено целым рядом причин экономического, организационного и политического характера:
1) Прямые налоги в странах Африки платит не более 2—3% населения, что главным образом связано с его низкой налогоспособностью (от 30 до 60% людей живут на доход менее 50—75 долл. в год в расчёте на 1 человека, то есть фактически находятся за чертой «предельной бедности»).
2) Существуют большие трудности охвата прямыми налогами распылённого традиционного сектора хозяйства; слабо организован учёт доходов предприятий и лиц свободных профессий; не хватает налоговых инспекторов; распространено уклонение от уплаты налогов (по некоторым оценкам, во многих африканских странах ежегодно недобирается в казну от 1/3 до 1/2 прямых налогов). Особенно широко к практике уклонения от налогообложения прибегают филиалы ТНК.
3) Представители «новых средних слоев» — чиновничья и армейская верхушка, дипломированные специалисты, сельская элита и другие имеют большие льготы и привилегии, вплоть до полного освобождения от налогообложения.
4) В тех странах, где усиленно насаждаются капиталистические отношения, ставки налога на прибыль обычно не превышают 35—40%; местным, а зачастую и иностранным предпринимателям предоставляются льготы (ускоренное списание основных фондов, скидка на развитие, минимальные тарифы и государственные пошлины и др.).

Налоги на доходы и прибыль составляют не более 3—6% ВВП, причём взносы в казну от личного подоходного налога зачастую не превышают 1,5—2,0% ВВП. Крайне слабо организовано налогообложение недвижимого имущества, наследств и дарений, зачастую отсутствует налог на сделки с капиталом. В некоторых странах крестьянство продолжает нести бремя архаичных подушных налогов, а также других поборов (в том числе собираемых в деревне родоплеменной верхушкой).

За счёт косвенных налогов формируется от 60 до 80% всех налоговых поступлений. Основной метод косвенного обложения — таможенные пошлины. В большинстве африканских стран на них приходится от 40 до 60% всех налоговых поступлений. Преобладает обложение импорта. В странах, которые проводят политику импортного замещения, используются также покровительственные тарифы. Налоговое обложение экспорта практикуется ограниченно. Однако в ряде стран (Бурунди, Эфиопия, Гана, Руанда и др.) экспортные пошлины достигают от 20 до 80% всех собираемых налогов. К этому виду обложения фактически следует отнести и значительную часть доходов, мобилизуемых государственными организациями при закупках у производителей ряда плантационных культур (кофе, какао, кокосового масла, хлопка и др.). Общая нехватка ресурсов частично возмещается расширением сферы и повышением ставок акцизов, которыми преимущественно облагаются товары массового потребления, а также путём более широкого использования общего налога на продажи. Во многих африканских странах государство пытается смягчить бремя косвенных налогов путём субсидирования цен на предметы первой необходимости, прибегает к контролю над ценами. Одновременно вводятся более высокие ставки налога на предметы роскоши.

Отчисления в бюджет от прибыли государственных предприятий 24 африканских стран в середине 1970-х гг. не превышали в целом 6% текущих доходов центрального бюджета. Вклад госсектора в бюджеты отдельных стран был выше, главным образом за счёт рентных доходов, перечисляемых горнодобывающими предприятиями (включая отчисления от продажи нефти).

Бюджетные расходы растут довольно быстро, достигая 25% ВВП и выше в странах — экспортёрах нефти, 17—20% в большинстве остальных (в наименее развитых странах 12—16% ВВП).

В 1960-х — начале 70-х гг. многие африканские страны делали основной упор на стимулирование современного производства в частном секторе. Такая стратегия привела к усилению технико-экономической и валютно-финансовой зависимости Африки от центров мирового капиталистического хозяйства, диспропорций в экономике, вызвала упадок в сельском хозяйстве, увеличила безработицу. В конце 1970-х — начале 80-х гг. стратегия бюджетных капиталовложений была переориентирована на удовлетворение потребностей взаимодополняемого развития сельского хозяйства и базовых отраслей промышленности, ускорение социального развития. Существенно увеличилась (в отдельных странах до 1/3 и более) доля всех инвестиций, направляемых на развитие сельскохозяйственного производства. В наименее развитых странах основное внимание уделяется развитию производственной инфраструктуры, включая дорожное строительство (от 1/3 до 2/5 всех государственных инвестиций). В странах, которые уже сделали ощутимые шаги на пути создания основ инфраструктуры, значительная часть государственных инвестиций поступает на развитие промышленного производства, в том числе в тяжёлую промышленность (Египет, Алжир, Нигерия, Кения и др.). В отрасли обрабатывающей промышленности в наименее развитых странах Тропической Африки направляется 8—12% всех государственных капиталовложений; в остальных — примерно до 1/5, а в относительно более развитых государствах Северной Африки — до 1/4 и более. В странах, обладающих значительными запасами полезных ископаемых, государство активно финансирует добычу минерального сырья, предназначенного на экспорт.

С целью ускорить процесс становления базовых отраслей хозяйства государство широко прибегает к субсидиям и льготным бюджетным кредитам. Бюджетные средства также используются на создание смешанных предприятий в промышленности. Существенно повысилось внимание к финансированию мелкомасштабных проектов, общественных работ, кустарных и ремесленных промыслов.

Постепенно увеличивается объём финансовых ресурсов, направляемых на социальное развитие — образование, здравоохранение, подготовку кадров, жилищно-коммунальное обслуживание, субсидирование прожиточного минимума городских и сельских низов. Так, в Алжире, Кении, Марокко, на Маврикии и Мадагаскаре государственные капиталовложения, выделяемые на эти цели, достигают 30—50% затрат, предусмотренных планами развития.

Быстро растут текущие расходы государства. В начале 1980-х гг. доля военных расходов в ВВП развивающихся стран Африки достигла высокого уровня — 6%. Преобладающая часть их прироста приходится на Египет, Ливию, Нигерию и Алжир. В Судане, Сомали, Руанде и Мали военные расходы достигают 15—20% всех бюджетных ассигнований. Увеличиваются затраты и на содержание государственного аппарата. В целом по региону средства, выделяемые на нужды управления и военные цели, составляют свыше 1/3 всех текущих затрат центрального бюджета.

В большинстве африканских стран бюджеты сводятся с дефицитом, который имеет тенденцию к увеличению. Дефицит центральных бюджетов на 45—70% покрывается за счёт внутренних и внешних займов.

Процесс накопления ссудного капитала, на котором базируются кредитные операции, тормозится крайне низким уровнем доходов и сбережений подавляющей части населения, замедленной трансформацией кредитно-банковских систем, архаическими традициями и пережитками (тезаврация денег, институт большой семьи, расходы, связанные с отправлением религиозных ритуалов, и др.). Основная масса личных сбережений — от 70 до 80% — концентрируется в руках узкой прослойки имущих классов, причём значительная их часть переводится за рубеж.

Государство стремится расширить сферу аккумуляции кредитных ресурсов и ускорить процесс становления национальных кредитных систем. В Алжире, Эфиопии, Гвинее, Танзании, Анголе, на Мадагаскаре, а также в Ливии и в ряде других стран кредитно-финансовые учреждения и банки полностью национализированы, а в ряде случаев (Алжир) подверглись существенной реорганизации и специализации, стали важным инструментом политики, направленной на укрепление государственного сектора и ведущих отраслей хозяйства, на повышение эффективности централизованного управления ресурсами. Во многих других странах государство проводит политику избирательного регулирования кредита. В рамках «африканизации» осуществляется преобразование отделений иностранных банков в смешанные компании с преобладающим или частичным участием частного национального капитала и государства. Расширяется сфера контроля центральных банков за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Коммерческие банки (главное звено кредитных систем) обычно кредитуют потребности в оборотном капитале. В большинстве стран преобладающая часть ссуд коммерческих банков направляется на финансирование внутренней и внешней торговли; 70—80% займов приходится на долю краткосрочных кредитов, тогда как ощущается острая потребность в долгосрочном кредитовании. Поэтому государство стимулирует создание и операции национальных многоотраслевых или специализированных финансовых корпораций развития (банки развития и др.) — часто при содействии иностранных вкладчиков. В ряде стран (Алжир и др.) финансовые корпорации занимают важное место в кредитовании капиталоёмких объектов, предусмотренных планами развития, стимулируют процесс накопления в различных отраслях хозяйства. В странах капиталистической ориентации банки развития и другие учреждения специализированного долгосрочного кредита используются главным образом с целью стимулирования частного предпринимательства в «приоритетных» отраслях хозяйства.

Испытывая нехватку финансовых ресурсов, государство всё чаще обращается к кредиту коммерческих банков. В начале 1980-х гг. правительственная задолженность составляла свыше 40% совокупных активов коммерческих банков Ганы; в Египте, Марокко и Гамбии — от 34 до 36%; в Кении, Тунисе, Буркина-Фасо, Габоне и Уганде — от 12 до 20%. В то же время государственный долг коммерческим банкам в Камеруне, Конго, Руанде, Сенегале, Судане, Того, Заире, Малави и Нигере не достигал и 7—8%, а в Бурунди, Мавритании, ЦАР, Мали, Либерии и БСК и 1,5% их активов. В ряде африканских стран зоны франка государство само кредитовало банки, которые затем перераспределяли средства на нужды иностранных фирм и местной привилегированной прослойки. Коммерческим банкам порой в принудительном (или полупринудительном) порядке предписывается покупать определённую квоту правительственных облигаций и других ценных бумаг. Делаются попытки внедрить элементы принудительных сбережений — в форме частичного их перечисления на особые, блокированные счета. Там, где товарно-денежные отношения получили существенное развитие, часть государственного долга размещается в небанковской сфере — страховых и пенсионных фондах, а также сберегательных учреждениях (Алжир, Нигерия, Кения и др.). Нарастание бюджетных дефицитов заставляет африканские страны всё чаще прибегать к содействию центральных банков. Размещая в них казначейские векселя, государство получает под их обеспечение кредиты за счёт выпуска дополнительной массы денег. В результате нарушения законов денежного обращения усиливается инфляция. В сочетании с другими её факторами (главным образом ростом стоимости импорта) избыточный выпуск денег в обращение ускоряет повышение розничных цен. Во многих африканских странах среднегодовой темп их прироста удерживался в 1970-х — начале 80-х гг. на уровне 15—18%, а в некоторых значительно выше (Заир, Гана, Габон и др.).

Внешние кредиты и субсидии нередко являются ведущим источником финансирования капиталовложений и покрытия бюджетного дефицита в странах Африки, особенно наименее развитых, достигая 50% и выше всех инвестиций, проходящих по бюджетам развития. В целом за счёт внешних субсидий и займов в регионе покрывается до 20% общенационального фонда накопления.

Ю. М. Остов.

Таблица 18. Структура расходов центрального бюджета стран Тропической Африки * (текущие расходы и капиталовложения) (% к итогу)

  1973 1975 1976 1977 1980
Расходы на развитие экономики 23,8 25,9 26,8 28,2 26,4
В том числе сельское хозяйство 8,1 7,4 7,9 8,9 9,7
Образование 18,6 15,7 15,7 15,6 16,5
Здравоохранение 6,1 5,4 5,4 5,2 5,3
Жилищное строительство 0,8 1,4 1,3 1,1 1,6
Военные расходы 10,7 10,0 10,3 10,8 11,5
Прочие расходы 31,9 34,2 32,6 30,1 38,6
* Данные по 35 странам.

Источник:
Government Finance Statistics Yearbook, International Monetary Fund, N.Y., 1981, 1983.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Африка. Экономический очерк. Финансы и кредит" в других словарях:

  • Ангола — Народная Республика Ангола, гос во на 3. Африки. Совр. название Ангола (Angola) принято от названия гос ва, существовавшего на ее территории в XV XVII вв., Ндонго или, по титулу его верховного правителя, Нгола. Португ. завоеватели, вторгшиеся в… …   Географическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»