- Южно-Африканская республика
Государственные герб и флаг Южно-Африканской республики.
Ю́жно-Африка́нская респу́блика (африкаанс Republiek van Suid-Afrika, англ. Republic of South Africa).
Общие сведения.
ЮАР — государство на крайнем юге Африки. На западе омывается водами Атлантического, на юге и востоке — Индийского океанов. Граничит на северо-западе с Намибией, на севере с Ботсваной, на северо-востоке с Зимбабве, Мозамбиком и Свазилендом. Площадь 1221 тыс. км2. Население 32,5 млн. человек (1984). Столица — Претория, местопребывание парламента — Кейптаун. В административном отношении территория ЮАР разделена на 4 провинции (см. таблицу 1).
Таблица 1. Административное деление
Административные единицы Площадь, тыс. км2 Население*, млн. человек (1980, перепись) Административный центр Капская 721 5,1 Кейптаун (Capetown) Натал 87 2,6 Питермарицбург (Pitermaritzburg) Трансвааль 284 8,4 Претория (Pretoria) Оранжевая 129 1,9 Блумфонтейн (Bloemfontein) Государственный строй.
Действующая Конституция, вступившая в силу в 1984, возводит в ранг государственной политики апартхейд. Население страны в законодательном порядке разделено на 4 расово-этнические группы (белые, цветные, лица азиатского происхождения, африканцы), каждая из которых имеет строго определённое правовое положение.
Небелое население подвергается жестокой расовой дискриминации и сегрегации во всех сферах политической, социальной и экономической жизни и лишено элементарных человеческих прав. Конституция полностью устраняет коренное население — африканцев от управления страной. Законом 1968 африканцы были лишены гражданства ЮАР и считались «гражданами бантустанов», в «белой» Южной Африке они находились на положении иностранцев и не пользовались никакими правами. В 1985 закон о лишении африканцев гражданства ЮАР был отменён, но они по-прежнему лишены каких-либо прав в «белой» Южной Африке. Цветные и лица азиатского происхождения допущены конституцией к выборам трёхпалатного парламента, однако конституционные положения и распределение депутатских мандатов закрепляют всю полноту власти в руках белого меньшинства. На основании закона 1966 о групповых районах они выселяются в отведённые для их расселения местности.
Репрессивное законодательство, действие которого распространяется на всех противников политики апартхейда, независимо от их расовой принадлежности устанавливает режим военно-полицейского произвола и террора (законы «О подавлении коммунизма», «О незаконных и неполноправных организациях», «О терроризме», «О чрезвычайном положении» и др.). В соответствии с конституцией все высшие органы государственной власти и управления образуются на расовой основе.
Глава государства и правительства, а также главнокомандующий вооруженными силами — президент, избираемый коллегией выборщиков на срок деятельности парламента — 5 лет. Коллегия выборщиков состоит из 88 членов, избираемых палатами парламента на расовой основе: 50 выборщиков избирается палатой собрания, то есть белыми, 25 — палатой представителей, то есть цветными, 13 — палатой делегатов, то есть индийцами. Если выдвинут один кандидат, то он считается избранным без голосования. Если выдвинуто несколько кандидатов, то для избрания требуется простое большинство, но при любых вариантах большинство выборщиков (около 57%) всегда гарантирует избрание белого президента. Президент наделён практически неограниченными полномочиями во всех сферах государственной деятельности. Он объявляет войну и заключает мир, объявляет военное и чрезвычайное положение, назначает членов непосредственно подчинённого ему Совета государственной безопасности, назначает и смещает членов кабинета, а также членов трёх советов министров, созывает сессии парламента и каждой его палаты, может в любое время распустить парламент и его палаты, определяет природу законопроектов, обладает правом абсолютного вето. Конституция наделяет президента неограниченными полномочиями по контролю и управлению делами африканцев, он регулирует законодательную деятельность парламента — определяет, относится ли обсуждаемый вопрос к «собственным» делам каждой палаты (то есть расовой группы) или к «общим», обсуждаемым парламентом в целом. В последнем случае при голосовании белым автоматически гарантируется большинство.
При президенте действует Президентский совет, имеющий консультативные функции и играющий важную роль в законодательном процессе. Президентский совет также формируется на расовой основе. Он состоит из 60 членов: 20 избирается палатой собрания, 10 — палатой представителей, 5 — палатой делегатов, а 25 назначается президентом по его усмотрению и, как свидетельствует практика, в основном из членов палаты собрания. Формально президент несёт политическую ответственность за свою деятельность: все палаты парламента могут выразить вотум недоверия возглавляемому им кабинету, но в этом случае президент не обязан подавать в отставку, а может распустить парламент.
Высший законодательный орган — парламент состоит из трёх палат, образуемых по расовой куриальной системе: палаты собрания —178 белых, палаты представителей — 85 цветных, палаты делегатов — 45 индийцев. Каждая палата образуется на смешанной основе: большинство членов избирается прямыми выборами избирателями данной расовой группы, часть — косвенными выборами, а часть назначается президентом. Законодательные полномочия парламента разделяются на полномочия по решению «собственных» дел каждой расовой группы, по которым законодательствует соответствующая палата, и по решению «общих» дел, по которым законодательствует парламент в целом. К «собственным делам» конституция относит такие вопросы, как социальное благосостояние, образование, культура, сельское хозяйство, здравоохранение, местное управление. По этим вопросам каждая палата принимает законы, касающиеся соответствующей расовой группы. К «общим» делам отнесены наиболее важные вопросы: оборона, государственная безопасность, внешняя политика, торговля, промышленность, юстиция и все вопросы, касающиеся африканцев, то есть всё законодательство апартхейда.
Правительство — кабинет состоит из президента и назначаемых им министров. Последние делятся на министров, возглавляющих департаменты общих дел, то есть ведающих вопросами, не входящими в компетенцию отдельных палат (ими являются исключительно белые), и министров без портфеля. Президент назначает из членов каждой палаты три совета министров, состоящих из министров, возглавляющих департаменты «собственных» дел данной расовой группы.
Во главе местных органов власти в каждой провинции стоит назначаемый президентом на 5 лет администратор. При нём действует выборный орган — провинциальный совет, избираемый на 5 лет прямыми выборами, в которых участвуют только белые избиратели. Провинциальный совет избирает исполнительный комитет, возглавляемый администратором. В городах органами местного самоуправления являются муниципальные советы, избираемые на 3 года с ежегодным обновлением одной трети своего состава. В Капской провинции имеются окружные советы.
Согласно законодательству ЮАР, предусматривающему территории сегрегацию белого и африканского населения, страна разделена на «белую» и «чёрную» Африку — 87% территории для 4,7 млн. белых и 13% территории для 25 млн. африканцев (1980, оценка). «Чёрная» Африка разделяется по закону 1969 о поощрении самоуправления банту на 10 бантустанов (хоумлендов): Транскей, Бопутатсвана, Венда, Сискей, Куакуа, Газанкулу, Лебова, Южное Ндбеле, Кангване, Квазулу. Каждый бантустан объявлен «национальным очагом» одного из племён банту, на которые разбито всё африканское население ЮАР.
Бантустаны имеют различный правовой статус. Четыре из них (Транскей, Бопутатсвана, Венда и Сискей) в 1976—1981 получили «независимость», однако эти «государства» никем кроме ЮАР не признаны. Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН объявили эту «независимость» недействительной и призвали все правительства отказаться от её признания.
«Независимые» бантустаны имеют «конституции», принятые парламентом ЮАР. В каждом из них созданы высшие и местные государственные органы. Главой «государства» является президент — верховный вождь племени, который назначает правительство, несущее перед ним ответственность. Законодательный орган — парламент, 50% или абсолютное большинство членов которого составляют вожди, назначаемые президентом или занимающие свои места по должности (остальные члены избираются прямыми выборами). На местах управление осуществляется местными региональными советами вождей.
Остальные шесть бантустанов имеют статус «самоуправляющихся территорий». В соответствии с законом 1971 о конституциях хоумлендов каждому из них дарована «конституция», принимаемая и изменяемая президентом ЮАР, который согласно конституции ЮАР осуществляет «контроль и управление делами чёрных». Важнейший орган аппарата колониального управления — министерство сотрудничества, развития и образования ЮАР. Во главе «самоуправляющегося» бантустана стоит генеральный комиссар, назначаемый президентом. В его руках сосредоточена вся полнота власти. Составная часть аппарата колониального управления — администрация бантустана: исполнительный совет, возглавляемый главным министром, законодательное собрание, местные и региональные племенные власти, образованные в соответствии с законом о властях банту 1951. Возглавляет племенную власть, состоящую из племенного совета, вождь или старейшина, назначаемые и смещаемые правительством ЮАР. «Самоуправляющиеся» бантустаны лишены права устанавливать дипломатические отношения, создавать вооруженные силы, производить валютные операции, печатать денежные знаки, создавать таможенные и акцизные управления. Власти бантустана могут контролировать въезд и выезд с его территории, но это право не распространяется на белых. Во всех бантустанах действует репрессивное законодательство, аналогичное законодательству ЮАР (законы о государственной безопасности, незаконных организациях, о превентивном заключении без суда и следствия и др.).
Южно-Африканская республика. Природа
Южно-Африканская республика. Население
Южно-Африканская республика. Исторический очерк
Южно-Африканская республика. Политические партии, профсоюзы
Южно-Африканская республика. Печать, радиовещание, телевидение
Южно-Африканская республика. Экономико-географический очерк
Южно-Африканская республика. Вооружённые силы
Южно-Африканская республика. Здравоохранение
Южно-Африканская республика. Народное образование и научные учреждения
Южно-Африканская республика. Литература
Южно-Африканская республика. Архитектура и изобразительное искусство
Южно-Африканская республика. Музыка
Южно-Африканская республика. Театр
Южно-Африканская республика. Кино
Территория Южно-Африканской республики.
Южно-Африканская республика.
Физическая карта.
Южно-Африканская республика.
Экономическая карта.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.