- Эфиопия. Музыка
Музыкальный ансамбль в Аддис-Абебе.
Музыкальная культура Эфиопии складывалась во взаимодействии с различными культурами, в том числе древнеегипетской, древнееврейской, позднее арабской, а также некоторыми африканскими. Вобрав много влияния, с VIII в. эфиопская музыка долгое время развивалась в изоляции от внешнего мира и выработала своеобразные стили и формы. Существенная роль отводилась музыке и литургическому танцу в христианской монофиситской церкви (в V—VI вв. христианство стало господствующей религией Э.). При многих монастырях создавались школы пения (зема-бет), готовящие церковных певчих — дэбтэра. Эфиопская церковная музыка, сохраняя архаичные черты, связанные с древнееврейским, древнеегипетским и сирийско-византийским влияниями, впитала многие особенности народной музыки Э. Культовая музыка и танцы исполняются также вне церкви (в религиозных процессиях и т. п.), причём при участии и светских музыкантов, играющих на инструментах, не использующихся в церкви.
В связи с пестротой и разнородностью этнического состава населения разнообразна традиционная эфиопская музыка. Так, у народов Центрального плато (амхара, тиграи и др.) преобладает вокальная музыка: распространены разновидности песни-танца зэфэн, воинские песни срукэра, плачи мушо. Пение преимущественно одноголосно, за исключением 2-голосия, встречающегося у хамина (бродячие певцы), мелодии основаны на пентатонике, насыщены мелизмами. Вокальные жанры преобладают также у различных подразделений оромо, тематика многочисленных песен которых отражает особенности их хозяйственного уклада (большинство оромо — скотоводы). В музыкальных традициях народов юго-западной Э. (консо, гимира, маджи и др.) важную роль выполняют инструментальные ансамбли (флейты, рога); в пении преобладает многоголосие различных типов. Господство на значительной территории Э. ислама (с XX—XII вв.) привело к проникновению в фольклор прибрежных, восточных и центральных районов страны арабо-мусульманских музыкальных жанров.
Разнообразен музыкальный инструментарий. У народов Центрального плато широко представлены струнные щипковые — оэгэна (10 струн), крар (6 струн), однострунный смычковый мэсенко (масенко); из духовых популярны вашинт (продольная флейта с 4 отверстиями; первоначально — пастушья свирель), имбылта (эмбилта; флейта с 1 отверстием), труба малакат; из ударных — барабаны атамо, литавры неграит. В юго-западных областях встречаются бамбуковые трубы длиной 2—6 м, флейты, в том числе типа флейты Пана, рога; у нилотских народов — ксилофоны и различные ламеллафоны. В этих районах на музыкальных инструментах играли лишь члены низших ремесленных каст (кожевников, гончаров, кузнецов и др.).
Носителями традиционной музыкальной культуры в Э. были профессиональные певцы-сказители азмари, которые сопровождают пение виртуозной игрой на мэсенко или краре. Хамина поют небольшими группами, без инструментального сопровождения (на языке народов тиграи обе эти категории обозначаются термином «уата»). В прошлом профессия азмари презиралась. Несколько трансформированная традиция азмари сохранилась в современной Э., престиж их растёт, создано профессиональное объединение азмари. Известностью в стране пользуются Тылахун Гэссзсе, Мэлаку Гэлау, Гэтамесай Абэбэ.
Существенные изменения в музыкальной жизни Э. связаны с проникновением в страну элементов западноевропейской культуры (конец XIX — начало XX вв.), быстрым ростом городов (1-я треть XX в.). Появились духовые бэнды (первый военный бэнд основан в 1924 К. Налбандяном), танцевальные оркестры (1947) и хоровые коллективы западноевропейского типа. В городах возникли новые формы музыкальной жизни — исполнение музыки на эстраде. Получила распространение музыка, сочетающая местные и евро-американские черты. Композиторы Каньятта Иофатаха Негуссе, Алэка Мэлаку Бэгго-сеу впервые применили европейскую систему нотации. Основываясь на национальном материале, они используют в своём творчестве элементы европейского музыкального языка. В 1940—1950-х гг. были созданы многочисленные ансамбли, состоящие из европейских музыкальных инструментов и ориентированные на евро-американскую массовую культуру. Одновременно появились так называемые фольклорные оркестры, включающие различные, главным образом модифицированные, национальные инструменты. Для музыки, исполняемой обоими видами ансамблей, характерно существенное упрощение мелодики и метроритмичных структур по сравнению с традиционными формами.
В то же время в 50—60-х гг. возрос интерес к традиционной эфиопской музыке. В 1952 началось серьёзное изучение фольклора (этим занималось этнологическое студенческое общество при Университетском колледже в Аддис-Абебе). Появились первые эфиопские музыковедческие работы, посвящённые национальной музыке (Ашшэннафи Кэббэдэ, Тито Лзписа, Тэсфае Лемма и др.). Большое внимание уделяется музыкальному образованию: основаны факультеты искусств в университетах Аддис-Абебы и Асмэры; в 1963 при университете Аддис-Абебы создан Центр художественного творчества. В том же году в Аддис-Абебе открыта Национальная школа музыки им. Яреда.
Музыканты страны объединены в Музыкальную ассоциацию, которую возглавляет композитор Аманэ Ибрахим, автор ряда камерно-инструментальных произведений, музыкальной драмы, революционных песен. Известностью пользуется композитор Даниель Йоханныс, написавший гимн социалистической Э.
После революции (1974) создано министерство культуры, в ведении которого находится большая часть профессиональных музыкальных коллективов. Популярны ансамбли традиционной музыки Национального театра, Патриотического театра, Культурной группы г. Аддис-Абеба.
Национальный театр в Аддис-Абебе.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.