африканистика

африканистика

африкани́стика, комплекс дисциплин, изучающих экономику, социальные и политические проблемы, экономическую географию, историю, право, этнографию, языки, литературу, искусство народов Африки. Термин «А.» употребляется в русских и немецких языках; во французском языке — «африканские исследования» (études africaines), в английском — как «африканские» (african), так и «африканистские исследования» (africanist studies). Слово «африканист» (africanist) применительно к исследователю африканских проблем впервые зафиксировано в 1895. Как особая совокупность дисциплин А. впервые была представлена в одной из секций 20-го международного конгресса востоковедов (Брюссель, 1938). На 25-м международном конгрессе востоковедов (Москва, 1960) было принято решение о проведении международных конгрессов африканистов (см. Международный конгресс африканских исследований).

Предметом А. в начале XX в. считались языки и культура в странах Африки к югу от Сахары; языками и культурой Северной Африки занимались арабистика, египтология и другие комплексные дисциплины. После 2-й мировой войны предмет А. расширился за счёт включения в него экономических, социально-политических, исторических и других проблем.

Изучением Африки в древности занимались греки и римляне (в том числе Геродот, Плиний Старший, Страбон). В их трудах особое внимание уделялось странам современного Магриба и Египту, но уже с V в. до н. э. вся Африка рассматривалась как особый континент с различными культурно-географическими зонами. В средние века важную роль в изучении Африки сыграли труды арабских учёных, таких, как Масуди, Идриси, Ибн Хальдун, Макризи, Лев Африканский. Сведения, собранные арабами, широко использовались европейцами в ходе Великих географических открытий. В дальнейшем существенную роль в изучении Африки сыграли суданские, эфиопские и суахилийские хроники. В Западной Европе в XV—XVI вв. знания о Тропической Африке расширились в результате путешествий европейцев (А. Кадамосто и др.). См. Общий обзор. История географических открытий и исследований.

В новое время изучение Африки шло одновременно с колониальной экспансией европейских держав, способствуя, с одной стороны, расширению научных знаний, с другой — решению политических и иных задач, которые ставила колонизация. Наметились различные направления исследований. Официальное (колониалистское) направление оправдывало колониальные захваты, как выгодные для капиталистической экономики, пропагандировало расистские взгляды, прикрывало их ссылками на «цивилизаторскую миссию» развитых стран в отсталых районах мира. Складывавшееся либеральное направление также оправдывало колониальную экспансию, но осуждало рабство в колониях. Во Франции за освобождение рабов выступали энциклопедисты (в том числе Вольтер) и член Конвента аббат А. Грегуар, в США — аболиционисты во главе с Б. Франклином, в Великобритании — члены антирабовладельческого общества.

В конце XVIII — середине XIX вв. знания об Африке быстро расширялись и углублялись в результате подготовки и осуществления территориального раздела континента европейскими державами. Возник ряд географических и миссионерских обществ (в 1821 — Парижское географическое общество, в 1795 — Лондонское миссионерское общество и др.), систематически публиковавших в своих периодических изданиях сведения об Африке. Они поступали также от офицеров армии и флота (чаще других совершавших продолжительные путешествия), а также представителей частных предприятий, научных учреждений, прессы. Важным источником информации послужили сведения, полученные в XVIII—XIX вв. в ходе путешествий: шотландца М. Парка (в бассейне Нигера), англичанина Д. Ливингстона (в Южной и Центральной Африке) и англичанина Г. Стэнли, принявшего гражданство США (в бассейне Конго); немцев Г. Барта (в Центральном и Западном Судане) и Г. Швейнфурта (на Верхнем Ниле и Уэле), французов Р. Кайе и А. Э. Мажа (в бассейне Нигера). Большое значение имели труды русских путешественников В. В. Юнкера (Восточная Африка), А. К. Булатовича (Эфиопия) и др. Описания путешествий содержали прежде всего материалы географического и этнографического характера, меньше — исторического и социально-экономического.

В Европе, в том числе в России, со времён Ж. Ф. Шампольона значительных успехов добились египтологи, а также арабисты. Исследования по Тропической Африке носили преимущественно страноведческий характер с комментариями в духе колониалистских доктрин (работы Ч. П. Лукаса в Англии, П. Леруа-Больё во Франции, А. Циммермана в Германии и др.). С деятельностью миссионеров были связаны многие публикации по африканским религиям, языкам, этнографии и общественно-политическим проблемам. Некоторые из публикаций, принадлежавших африканцам (С. Краутеру, Дж. Хортону, Э. У. Блайдену в английской Западной Африке, аббату Буала в Сенегале), свидетельствовали о попытках их авторов призвать колониальные власти к распространению просвещения, европейского законодательства и так далее.

В конце XIX — начале XX вв. завершение территориального раздела Африки и включение её в состав колониальных империй европейских держав дало толчок к дальнейшему расширению литературы официального (колониалистского) направления. Был издан ряд работ экономического содержания. Приобрели систематический характер статистические обзоры французских, бельгийских, английских владений. В Европе экономическаятематика появилась на страницах первых периодических изданий, посвящённых Африке, таких, как «Bulletin du Comité de l’Afrique française» (P., в 1891—1908; с 1909 называется «Afrique français…») и его приложения «Renseignements coloniaux» (с 1895), «Journal of the Royal African Society» (L., с 1901; с 1944 называется «African Affairs»). Началось преподавание африканских языков в европейских вузах (с 1887 в Берлинском университете), в специализированных школах, готовивших кадры для колониальной администрации. В университетских курсах заметное место заняла египтология, в меньшей мере — эфиопистика. В России эти дисциплины были представлены трудами таких учёных, как В. С. Голенищев, Б. А. Тураев, В. В. Болотов. В Африке с возникновением сети учебных заведений европейского типа стали формироваться научные учреждения. В 1873 открылся университет Южной Африки в Претории. В 1902 на Мадагаскаре была создана Малагасийская академия. В Египте (где научные учреждения европейского типа появились ещё в конце XVIII в.) в 1908 был открыт Каирский университет.

В новейшее время росла дифференцированность А. на основе всё более значительного накопления эмпирических данных. В связи с дальнейшим экономическим «освоением» колоний усиливался прикладной характер исследований. Появился ряд так называемых проектов развития (в 1922 — план А. Сарро для французских колоний и проекты железнодорожного строительства в Бельгийском Конго, в 1929 — английский «Колониал дивелопмент акт»). Усилилось также значение экономической информации в периодике (английский журнал «West Africa», с 1917). В экономических исследованиях большое место отводилось проблемам использования трудовых ресурсов и экспорта капитала (англичане И. Шапера, О. Ричардс, С. Х. Френкел). Правительства метрополий, колониальная администрация и частные фонды (в том числе американские) субсидировали социологические и антропологические исследования с целью создания наилучших условий для функционирования колониального государственного аппарата. Английские школы биокультурного функционализма Б. Малиновского и структурного функционализма А. Р. Радклифф-Брауна поставили своей целью комплексное изучение различных народов в духе позитивистских концепций Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и американских антропологов. В Великобритании к этим школам принадлежали исследователи, связанные с Лондонским университетом (Э. Эванс-Причард, З. Надель, М. Глукман, М. Фортес), в США — с Северо-Западным университетом (М. Херсковиц). Во французских колониях работами такого же направления занимались главным образом колониальные администраторы, опиравшиеся на полевые исследования и архивные материалы. Среди этих работ выделялись труды М. Делафоса, Л. Токсье, П. Марти, А. Лабуре, М. Гриоля. В Германии был издан ряд крупных трудов по истории, культуре и языкам Африки (Л. Фробениус, Д. Вестерман).

Постепенно увеличивалось число африканских авторов — исследователей Африки. Часть из них окончила миссионерские школы (буркиниец А. Дим Делобсом и др.), некоторые получили образование в Европе или Америке (Дж. К. Данква из Золотого Берега, нигериец Н. Азикиве, кениец Дж. Кениата). Африканские исследователи сотрудничали в научных центрах, появившихся в колониях, например во Французском институте Чёрной Африки (Дакар, 1938). Большинство исследований было посвящено этнографии и истории отдельных народов. Вопросам более широкого характера, в частности месту Африки в мировой истории, заметное внимание уделили афро-американские авторы антиколониалистского направления (К. Вудсон, У. Дюбуа и др.), выступившие пионерами в ряде проблем А.

После Великой Октябрьской социалистической революции ускоренными темпами начинает развиваться А. в СССР. Унаследовав лучшие традиции дореволюционной русской А., советские специалисты поставили своей целью изучение с марксистских позиций истории Африки как части всемирно-исторического процесса, исследование закономерностей экономической и политической жизни африканских колоний. Как и до 1917, большое внимание уделялось египтологии (В. В. Струве и др.). Кроме того, в работах советских авторов исследовались языки, культура, история Тропической Африки. Исключительно важным вкладом в А. стали труды академика Н. И. Вавилова (опубликованные в 30-е гг., после его поездки в Эфиопию), доказавшие, что Африка является древнейшим очагом ряда культурных растений. Советские авторы обратили особое внимание на проблемы колониальной политики (М. П. Павлович), национально-освободительного (М. В. Фрунзе, Ф. А. Ротштейн) и рабочего (А. З. Зусманович, И. И. Потехин) движения.

После 2-й мировой войны мощный подъём национально-освободительной борьбы, развернувшейся на континенте, а также превращение Африки в один из последних «тылов» империализма привели к дальнейшему развитию А. Удержание Африки в подчинении и её дальнейшее «освоение» монополистическим капиталом требовали дополнительных социальных и экономических исследований. В зарубежной официальной науке разрабатывались проблемы традиционного хозяйства и способов его вовлечения в товарно-денежные отношения, проблемы обеспечения колоний инфраструктурой (в частности, военно-стратегического назначения), создания резервов квалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы. По рекомендации Африканской региональной научной конференции (Йоханнесбург, 1949) в 1950 правительствами метрополий была создана Комиссия по технической кооперации в Африке южнее Сахары, которой подчинялось Международное бюро почв и аграрной экономики в Париже. Ряд локальных исследований в колониях был проведён на средства фондов Рокфеллера и Форда, колониальной администрации, университетов Европы (в частности, в Нигерии сельское хозяйство изучали Р. Галлетти, К. Д. С. Болдуин и И. О. Дина). В Африке окрепли научно-исследовательские центры университетов, где среди преподавателей имелись африканцы (историк К. О. Дике в Нигерии, экономист Дж. К. де Графт-Джонсон в Золотом Береге и др.). Французский институт Чёрной Африки создал в ряде колоний филиалы. Учёные Европы и США добились серьёзных успехов в археологии и антропологии (англичанин Л. Лики, французы А. Лот и Р. Мони), в лингвистике (американец Дж. Гринберг). Ряд важных работ по географии, экономике и истории Африки в целом и отдельных регионов подготовили марксистские исследователи во Франции (Ж. Сюре-Каналь, П. Буато), в Великобритании (Дж. Уоддис), в США (У. Дюбуа). В Париже вокруг журнала «Présence Africaine» (с 1947) объединилась группа африканских интеллигентов, опубликовавших ряд работ по истории, социологии, искусству (Ш. А. Диоп и др.).

Заметным событием в развитии А. в СССР было создание кафедры африканских языков в ЛГУ(в 1945), сектора Африки в Институте этнографии АН СССР (в 1946) и Института Африки АН СССР (в 1959). По-прежнему углублённо исследовались проблемы эфиопистики, арабистики (в том числе историография арабистики И. Ю. Крачковским), египтологии (труды по искусству Древнего Египта М. Э. Матье и др.). Работы советских авторов охватывали географические аспекты районирования (Ю. Д. Дмитревский, М. С. Розин), региональной и общеафриканской экономики (Р. М. Аваков, В. А. Мартынов, Г. Е. Скоров, А. Ю. Шпирт), истории и этнографии Тропической Африки (А. Б. Дэвидсон, Д. А. Ольдерогге, И. И. Потехин, С. Р. Смирнов). Характерной чертой работ, посвящённых современности, являлся марксистский анализ актуальных проблем антиколониальной и антиимпериалистической борьбы.

Начиная с 1960-х гг., когда большая часть стран Африки добилась освобождения от колониальной зависимости, в А. наступил новый этап, характеризующийся огромным притоком в общественные науки африканских исследователей. В большинстве своём они — приверженцы националистических или революционно-демократических идеологий, имеющих зачастую антиимпериалистическую направленность. В Африке растёт влияние учёных, видящих будущее своих стран в социалистической ориентации, обращающихся к марксистской методологии. За пределами Африки разграничение между прогрессивными исследователями и их противниками проявляется прежде всего в отношении к проблемам империализма и колониализма (в старых и новых формах). Марксистские, в том числе советские, исследователи ведут непримиримую борьбу с концепциями, которые явно или в завуалированном виде отражают неоколониалистские притязания бывших метрополий и их союзников.

Проблемы А. исследуются научными центрами, созданными с помощью или при содействии специализированных международных учреждений. Сотрудниками, экспертами или консультантами в международных центрах являются по преимуществу специалисты из западных стран: американцы Э. Камарк, Дж. Уайлд, англичане Д. Сире, П. Стритен и другие, — что сказывается на направленности исследований в этих центрах. ЭКА (создана в 1958) имеет ряд подразделений, в которых свыше 200 экспертов заняты вопросами экономики, науки, социального развития. Результаты исследований публикуются, в частности, в обзорах («Survey of economic and social conditions in Africa») и других специальных изданиях, в 14 периодических изданиях. Изыскания по социально-экономическим проблемам Африки ведут также эксперты ОАО, ЮНИДО, Института подготовки кадров и исследований при ООН, МБРР. Различного рода помощь в изучении Африки оказывают ЮНЕСКО, МОТ и другие международные организации. По инициативе африканских учёных с 1962 раз в пять лет проводятся сессии Международного конгресса африканских исследований.

В Африке возник ряд новых университетов и других научных центров, изучающих проблемы прошлого и настоящего молодых государств. Этому способствует рост системы просвещения, установление многочисленных контактов с международными организациями, с научными учреждениями различных стран, в том числе социалистических. Учитывая, что в колониальный период в вузах отдавалось предпочтение изучению гуманитарных наук, правительства африканских стран принимают меры к тому, чтобы обеспечить особо быстрые темпы развития технических наук в наиболее перспективных направлениях.

Почти во всех африканских университетах созданы кафедры экономики, а в некоторых университетах (в Марокко, Ливии, Сомали, БСК, Заире) и экономические факультеты, разрабатывающие экономические и социально-политические темы. Кроме того, в Африке насчитываются десятки институтов и центров, изучающих экономические и социально-политические проблемы. Важнейшая из них — преодоление отсталости континента — вызывает широкие дискуссии. Нигерийцы О. Абояде, Э. Оквуоса, Е. Икоку, отвергая капиталистические и социалистические пути развития, предлагают некие «средние» модели, то есть «дуалистическую» экономику, либо фактически отказываются от генерализации и высказываются за конкретизацию исследований на локальных или отраслевых уровнях. По мере того как рушатся надежды на широкую экономическую помощь развитых капиталистических государств, растёт число исследователей, выступающих за использование собственных ресурсов, за улучшение государственного планирования и управления. Среди них — нигериец А. Адедеджи, египтянин С. Амин. Кенийский экономист А. С. Бужра, работающий в Сенегале, выступает за радикализацию научных исследований, против специалистов консервативного направления в африканских университетах.

Позиции экономистов, придерживающихся ориентации развития с опорой на собственные силы, в известной мере соответствуют взгляды специалистов по африканской истории, социологии. Разрыв с колониалистской идеологией нередко толкает их на националистические позиции. Но национализм ряда авторов носит антиимпериалистический и антиколониальный характер. Изучая прошлое, эти авторы ищут аргументы, утверждающие право своих народов на самостоятельность. Нигерийцы С. О. Биобаку, Дж. Ф. Аде Аджайи, Э. А. Аянделе видят «африканский подход» к истории в том, чтобы раскрыть роль «местной элиты» в развитии Нигерии; буркиниец Ж. Ки-Зербо подчёркивает значение устной традиции, сенегалец Ш. А. Диоп — археологических источников для «реабилитации» истории Африки. В Танзании в соответствии с идеологической концепцией уджамаа историки уделяют особое внимание общинным традициям. Историки Уганды (М. С. Киванука), Кении (Б. Огот), Мадагаскара (Э. Ралаймихуатра), Эфиопии (Таддэсэ Тамрат), изучая прошлое восточно-африканских народов, показывают автохтонное происхождение ряда местных социально-экономических институтов, ранее приписывавшееся влиянию извне.

Историей занимаются многие научные центры при университетах, такие, как Фундаментальный институт Чёрной Африки в Дакаре, Институт африканских исследований в Ибадане, Институт социальных исследований Макерере в Кампале, Институт африканских и азиатских исследований в Хартуме. Прогрессу А. способствовало создание в 70-е гг. ряда межафриканских организаций: Ассоциации африканских историков, Африканской ассоциации политических наук, Ассоциации арабских институтов и центров социально-экономических исследований. Кроме того, существуют такие специализированные межафриканские организации, как Совет по развитию экономических и социальных исследований в Африке, Восточно-африканское Общество экономики сельского хозяйства. В Африке публикуются многочисленные периодические издания по гуманитарным дисциплинам: «African Review» (с 1971), «Afrika Zamani» (с 1973), «Bulletin de l’IFAN» (с 1939) и др.

В ЮАР, как и в ряде капиталистических стран Европы и Америки, исследования по А. финансируются государственным и частным капиталом. Расистская политика правительства, его агрессивный внешнеполитический курс привели к тому, что научные центры в значительной мере работают по закрытым программам. Это, в частности, относится к Африканскому институту Южной Африки в Претории, изучающему социально-экономические и политические проблемы, и к Южноафриканскому институту международных отношений в Йоханнесбурге, специализирующемуся на политических вопросах. Концепции специалистов ЮАР, стоящих на официальных позициях, характеризуются субъективизмом, расистскими оценками прошлого и настоящего Южной Африки (историки С. Ф. Н. Ги, Г. Д. Шолтц и др.). В ЮАР существуют Экономическое общество Южной Африки, Южноафриканское археологическое общество и др. Среди периодических изданий по африканской тематике журналы «Africa News letter» (с 1949), «Africa Institute Bulletin» (с 1961). Авторы ряда исследований, написанных с антирасистских позиций, оказались в тюрьмах, были вынуждены эмигрировать или уйти с работы (например, профессор Л. Томпсон). За пределами ЮАР был издан ряд трудов южноафриканских авторов (Э. Ру, Дж. Слово, Г. Мбеки, Р. Фёрст, Х. Дж. Саймонс и Р. Э. Саймонс). В их работах раскрыты социальные и политические условия, в которых сложился режим апартхейда в ЮАР (Г. Мбеки), история колониальной оккупации Намибии (Р. Фёрст) и другие проблемы.

В Великобритании изучением Африки, особенно её историей, социальной антропологией и языками, обычно занимаются университеты или научно-исследовательские институты при университетах. Многие английские африканисты, стоящие на позициях официальной науки, придерживаются умеренно либеральных взглядов. Согласно им, колониальные державы, исключая Португалию и Бельгию, добровольно отказались от своих владений в Африке, выполнив там «цивилизаторскую миссию». По мнению английских историков и экономистов консервативного направления, освобождённые страны должны были бы подражать западным моделям капиталистического развития. Поскольку большинство стран Африки не приняло подобных рекомендаций, в официальной историографии стали распространяться идеи о возможности ориентации на несколько изменённые западные модели, в частности в духе социал-реформистских взглядов. Экономические исследования нередко ведутся в центрах, которые финансируются государством и частным капиталом. Крупный центр в области экономических проблем — Институт исследования развития при Сассекском университете, известен трудами Г. Зингера, Д. Сирса и др. По этой же проблематике ряд работ проведён в Оксфорде в Институте исследований Содружества и Доме королевы Елизаветы, а также в ведомственных исследовательских центрах, обслуживающих правительство, в Лондоне в Институте заморского развития (Т. Киллик), в Глазго в Ливингстонском институте исследований заморского развития. Экономика, история, политика и языки Африки изучаются Школой восточных и африканских исследований (основана в 1916). Другие известные центры А. — в университетах Эдинбурга, Бирмингема, Йорка. Университет Йорка специализируется на Южной Африке, что отражает повышенный интерес к последним колониальным владениям к югу от Сахары. Выходит ряд специализированных журналов, в том числе «African Studies» (орган Центра африканских исследований при Кембриджском университете) и «Journal of African History» (орган Школы восточных и африканских исследований, возглавлявшийся в 60-х — начале 70-х гг. историками Р. Оливером и Дж. Фейджем). Около 500 африканистов объединено в Ассоциации африканских исследований Соединённого королевства (основано в 1963).

В США центры А. функционируют в основном в университетах. Несмотря на известную децентрализацию системы высшего образования, свойственную США, приняты меры по приведению направлений исследований в соответствие со стратегией афро-американских отношений. Управление международного развития США выбирает объекты сотрудничества со странами Африки, координирует работу университетов. С 1960 существует специальный фонд стипендий, охватывающий 215 университетов и колледжей, где готовятся кадры для работы в Африке. Ряд специалистов много лет работал в африканских университетах (например, экономисты Ч. Гарви, Р. Грин, А. Зейдман, С. Шац). Заметное влияние на профиль исследований оказывают субсидии частных фондов — Рокфеллера, Форда и др. Официальная наука стремится сочетать концепции «модернизации» Африки и её зависимого развития в рамках мирового капиталистического хозяйства.

Среди университетов, занятых преимущественно социально-экономической и политической проблематикой, выделяются: Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и Беркли (социологи М. Лофчи, Р. Л. Склар, политологи Дж. С. Колмен, К. Г. Розберг), Северо-Западный (в нём ряд лет работал этнограф, социолог и политолог М. Херсковиц), Колумбийский (географ У. А. Ханс), Бостонский (экономист Дж. Харрис, историк Н. Беннет), Мичиганский (экономисты Э. Берг, В. Столпер), Гарвардский (Р. Эмерсон, Г. Секстой). Ряд крупных исследований в области истории и политологии провели Станфордский (П. Дагнен) и Висконсинский в Мэдисоне (Ф. Кёртин, К. Янг) университеты и др. С 1957 африканисты США объединены в Ассоциацию африканских исследований (ААЙ), насчитывающую свыше 1 тыс. индивидуальных и нескольких сотен коллективных членов. С 1965 ААИ за лучшие работы в области А. присуждает премии имени М. Херсковица. В 1969 ряд негритянских учёных покинул ААИ, мотивируя свой уход дискриминацией при найме на работу, а также связью ААИ с правительственными учреждениями, в том числе с ЦРУ. Покинувшие ААИ специалисты создали Ассоциацию исследований африканского наследства. С 60-х гг. в США широко практикуется переиздание источников прежних лет, особенно XIX в. Выходит ряд специализированных журналов, в том числе «Africa Today» (с 1954), «Rural Africana» (с 1967), «Africa Report» (с 1956).

Во Франции значительные кадры африканистов сосредоточены в университетах и связанных с ними научных центрах — Музее человека (Париж), Центре исследования Чёрной Африки (Бордо) и др. Кроме того, проблемы Африки изучают Национальный центр научных исследований, Управление научных и технических исследований в заморских странах, Школа высших исследований в социальных науках, Практическая школа высших исследований. Гуманитарные исследования финансируются государством. Ряд специалистов работает за пределами Франции — в международных учреждениях и африканских университетах. Большинство французских исследователей придерживается умеренно-либеральных взглядов. Экономисты и социологи этого направления считают, что независимая Африка способна с помощью стран Запада решить свои социальные проблемы (И. Гуссо. Р. Бадуэн, Г. Госселен). Р. Дюмон, стоящий на леворадикальных позициях, выступает за первоочередное развитие сельского хозяйства Африки на основе крупного производства, использующего традиции коллективизма. Ряд африканистских центров Франции не ограничивается специализацией на какой-либо одной дисциплине. В Школе высших исследований в социальных науках, возглавляемой заирцем Э. Мбоколо, изучаются проблемы социологии (П. Александр, К. Мейасу), истории (А. Брюнсвиг) и географии (Ж. Соттер). Сотрудники лаборатории актуальных проблем развивающихся стран при Парижском VII университете (Ж. Сюре-Каналь и К. Кокри-Видрович) изучают историю и экономику Чёрной Африки. В этом же университете работает известный географ Ж. Дреш. Историей и географией стран Северной и Северо-Восточной Африки занят Институт средиземноморских изысканий (город Эксан-Прованс). Во Франции издаются 12 общественно-политических и научных журналов по Африке, в том числе «Cahiers d’Études Africaines» (с 1960), «Marchés tropicaux et méditerranéens» (с 1945). Ряд африканистов входит в Академию заморских наук (основана в 1922), Французское общество истории заморских стран (с 1912), Общество африканистов (с 1931).

В ФРГ африканская тематика разрабатывается несколькими десятками научно-исследовательских учреждений. Обычно при университетах или научно-исследовательских институтах организуются небольшие рабочие группы, финансируемые из государственных или частных источников. Они выполняют как работы прикладного экономического характера, так и исследования по общим проблемам экономики или по проблемам истории, социологии, политологии. Головным институтом Объединения немецких центров африканских исследований и документации является Институт африканских исследований (Гамбург), связанный соглашением о сотрудничестве с организацией гамбургских предпринимателей. Этот институт занят вопросами политики, экономического развития, ассоциации африканских стран с ЕЭС. Много внимания уделяет институт анализу африканских планов развития (работы П. Клюмпера). Институтом экономических исследований (Мюнхен) проводились различные исследования стратегии промышленного развития, изучалось влияние промышленности и планирования на социальные структуры в Тропической Африке. Среди трудов инситута — работы Х. Блюма и Х. Рутенберга по африканскому сельскому хозяйству, в которых подчёркивалась роль частного сектора. Институт Фробениуса при университете города Франкфурт (эфиопист Э. Хаберланд) и Институт этнологии и африканских исследований при университете города Майнц изучают проблемы истории и этнографии. В социологической и исторической литературе ФРГ до сих пор распространены проколониалистские оценки африканского прошлого, воспевание цивилизаторской миссии европейцев (А. Е. Иоганн, П. Берто и др.). Заметную роль играют историки социал-реформистского направления (Ф. Аншпренгер и др.), пытающиеся найти «альтернативу» революционным преобразованиям в Африке. В трудах некоторых историков ФРГ (И. Гайсс, К. Хаузен и др.) заметно влияние марксизма. В ФРГ выходит ряд периодических и продолжающихся изданий по Африке, например «Internationales Afrikaforum» (с 1965), «Afrika-Spectrum» (с 1966), «Afrika-Studien Institute für Wirtschaftsforschung» (с 1964).

Африканисты социалистических стран Европы работают в университетах и научно-исследовательских институтах. А. широко представлена в Германской АН в Берлине, в университетах Берлина, Лейпцига. Среди африканистов ГДР — экономисты и политологи (Г. Крамер. Х. Мёрдель, Х. Шиллинг), социологи (К. Бютнер, Х. Штёбер, К. Эрнст), филолог (З. Браунер), историки (А. С. Арнольд, А. Бабинг, Т. Бютнер, Ю. Герцог, Г. Грапов, Г. Лот, Ф. Хинце, Х. Штеккер). В ПНР насчитывается около 20 центров, включающих в свои исследования африканскую тематику, в том числе Институт географии развивающихся стран Варшавского университета, Институт экономики развивающихся стран при Главной школе планирования и статистики. Ряд монографий по Африке опубликовал Институт востоковедения Чехословацкой АН, Институт международных отношений МИД ЧССР. Среди африканистов социалистических стран известны историки и специалисты в области международных отношений — Е. Г. Каменев, Е. М. Малхасян (НРБ), А. Добрович, Л. Какоши, Л. Крижан, Э. Шик (ВНР), Т. Анджеевский, К. Михаловский (ПНР), З. Жаба, Ф. Лекса, И. Хрбек, Я. Цезар (ЧССР), экономисты — Д. Филипов (НРБ), И. Богнар (ВНР), социолог Ю. Халасиньский (ПНР), философ И. Мортон (ВНР). Первое совещание африканистов социалистических стран (Москва, 1966) способствовало укреплению их сотрудничества. АН социалистических стран были созданы рабочие группы, исследующие внешнюю политику, историю, национально-освободительные движения и идеологические вопросы в Африке, а также экономические отношения стран СЭВ и Африки. По этой тематике совместно издаются сборники и монографии, проводятся научные конференции.

В СССР с 60-х гг. развитие А. характеризуется значительным увеличением исследований, прежде всего по актуальным вопросам упрочения политической самостоятельности молодых африканских государств и борьбы за экономическую независимость Африки, а также проблемам советско-африканских отношений. Укрепление советско-африканских связей дало возможность советским специалистам работать в Африке, что помогло углубить и конкретизировать их исследования, более тесно увязать с практикой такие темы, как пути достижения экономической независимости, закономерности перехода на путь социалистической ориентации, советско-африканское сотрудничество, политика и идеология неоколониализма, государственное строительство в странах Африки.

Советские африканисты ведут многочисленные исследования в различных областях экономики (Н. С. Бабинцева, С. А. Бессонов, Н. И. Гаврилов, М. М. Голанский, Л. В. Гончаров, Ю. М. Иванов, М. С. Очков, И. А. Сванидзе, Г. В. Смирнов, В. Г. Солодовников, В. Л. Шейнис) и социологии (М. И. Брагинский, Б. С. Ерасов, В. Б. Иорданский, Н. Д. Косухин, С. И. Кузнецова, Л. Д. Яблочков).

Существенное место занимают работы, освещающие как локальные проблемы, так и глобальные темы исторического процесса в странах к югу от Сахары (Б. В. Андрианов, Р. Н. Исмагилова, Л. Е. Куббель, А. Б. Летнев, П. И. Манчха, И. А. Никитина, В. А. Субботин, В. А. Трофимов, Р. А. Ульяновский, М. Ю. Френкель, А. М. Хазанов, Б. И. Шаревская, П. М. Шаститко, В. С. Ягья) и в Северной Африке (В. И. Авдиев, И. П. Беляев, В. Г. Борухович, Г. Г. Дилигенский, К. К. Зельин, Н. А. Иванов, И. С. Кацнельсон, Р. Г. Ланда, Г. А. Нерсесов, Е. М. Примаков, Л. А. Семёнова, И. А. Стучевский, И. Ф. Фихман, Ю. П. Францов, Л. А. Фридман, Е. В. Черезов, И. Ш. Шифман). В ряде трудов освещены проблемы современных международных отношений и развития революционного процесса стран Африки (В. В. Богословский, Ан. А. Громыко, Л. Г. Гукасян-Гондзакеци, Е. А. Тарабрин, Г. В. Фокеев), правовые проблемы (Н. Н. Вознесенская, В. Н. Денисов, О. В. Мартышин, Н. С. Мерзляков, Н. К. Михайловский, Г. Б. Старушенко, Р. А. Тузмухаммедов, В. Е. Чиркин, Л. М. Энтин, Я. Я. Этингер, Ю. А. Юдин), проблемы языка, литературы, искусства (А. А. Долинина, Е. Л. Гальперина, А. И. Еланская, Ю. Н. Завадовский, Т. П. Каптерева-Шамбинаго, М. А. Коростовцев, В. Б. Мириманов, И. Д. Никифорова, Н. С. Петровский, Г. И. Потехина).

А. представлена во многих научн


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "африканистика" в других словарях:

  • АФРИКАНИСТИКА — комплекс научных дисциплин, изучающих историю, экономику, социально политические проблемы, право, развитие общественной мысли, этнографию, языки, литературу и искусство народов Африки …   Большой Энциклопедический словарь

  • АФРИКАНИСТИКА — АФРИКАНИСТИКА, и, жен. Совокупность наук, изучающих историю, языки, литературу и культуру народов Африки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • африканистика — сущ., кол во синонимов: 3 • лингвистика (73) • филология (59) • этнология (9) …   Словарь синонимов

  • Африканистика — Портал «Африка» …   Википедия

  • африканистика — и; ж. Совокупность наук, изучающих историю, языки, культуру и быт народов Африки. * * * африканистика комплекс научных дисциплин, изучающих историю, экономику, социально политические проблемы, право, развитие общественной мысли, этнографию, языки …   Энциклопедический словарь

  • африканистика — АФРИКАНИСТИКА, и, ж Совокупность наук, изучающих экономику, историю, этнографию, языки, литературу, культуру народов Африки. Европейская африканистика зародилась в недрах классического востоковедения …   Толковый словарь русских существительных

  • Африканистика — Африканистика  комплекс гуманитарных дисциплин, связанных с изучением истории и культуры народов Африки, в т. ч. фольклора, литературы, языков и т. д. Выделилась из востоковедения как отдельная дисциплина в 1960, когда на 25‑м Международном… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Африканистика —         комплекс наук, изучающих экономику, социально политические проблемы, историю, право, развитие общественной мысли, этнографию, языки, литературу, искусство народов Африки. В узком смысле под А. иногда понимают лишь африканскую историю и… …   Большая советская энциклопедия

  • АФРИКАНИСТИКА — совокупность науч. дисциплин, изучающих совр. проблемы Африки, историю, этнографию и языки населяющих ее народов. Большинство афр. народов не успело в доколониальный период создать свою письменность; исключение составляют лишь египтяне, эфиопы,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Африканистика — ж. Комплексная научная дисциплина, изучающая историю, литературу, языки, культуру и быт народов Африки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • африканистика — африканистика, африканистики, африканистики, африканистик, африканистике, африканистикам, африканистику, африканистики, африканистикой, африканистикою, африканистиками, африканистике, африканистиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма… …   Формы слов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»