- хауса государства
ха́уса госуда́рства, раннефеодальные государства хауса, сложившиеся на основе существовавших с первых веков нашей эры на территории современной Северной Нигерии мелких общинно-родовых образований «Семь хауса» (Кано, Кацина, Зария и др.). В XIII в. в них мигранты с севера, предположительно сахарские номады, образовали новые правящие династии. Это обусловило быстрое отделение правящего слоя от общинно-родовой верхушки. Появились предпосылки ускоренного классообразования и сложения государства. К XVI в. в хаусанских землях окончательно оформились ранние государства Кано, Кацина, Зария, Гобир и складывается раннеклассовое общество. Класс феодалов формировался за счёт служилой знати, мусульманского духовенства (ислам появился в XIV в.) и крупного купечества. Класс феодально-зависимых крестьян складывался в результате постепенного включения в систему эксплуатации свободных общинников и сближения их, таким образом, с зависимыми невольниками, занятыми в хозяйствах знати.
Ислам распространился прежде всего среди верхушки общества, к тому же в «африканизированном» виде. Важным следствием распространения ислама в Х. г. стало развитие внутрисуданской и транссахарской торговли. К концу XV в. города хауса посещали торговцы из крупнейших городов Западного и Центрального Судана. К началу XV в. Х. г. находились в сфере влияния могущественной суданской державы Мали. Ко второй половине XV в. Кано и Кацина оказались под влиянием государства Сонгай; в начале XVI в. зависимость Х. г. от Сонгай усилилась. В начале XVI в. сложилось хаусанское государство Замфара, которое, установив контроль над землями вплоть до Нигера, в начале XVII в. достигло значительного могущества. После падения государства Сонгай (в 1591) в Х. г. переместилась в основном транссахарская торговля. Заметно возросло хозяйственное могущество Кано и Кацины. Исламская культура Северной Нигерии приобрела специфически хаусанские черты; появились первые местные учёные-богословы. К XVIII в. относится расцвет Замфары и усиление Гобира, ко второй половине XVIII в. расцвет Гобира, ставшего одним из самых сильных Х. г. К началу XIX в. наметился процесс экономической и культурной интеграции Х. г. Однако войны в XVIII в. за преобладание в транссахарской торговле, а также обозначившийся к началу XIX в. кризис раннегосударственных форм власти заметно ослабили Х. г. В начале XIX в. в результате социально-религиозного движения фульбе под предводительством Османа дан Фодио в Х. г. пали правящие династии и большинство этих государств вошли в образовавшийся на территории Северной Нигерии халифат Сокото.
Литература:
Ольдерогге Д. А., Западный Судан в XVXIX вв. Очерки по истории и истории культуры, М.Л., 1960;
Киселев Г. С., Хауса. Очерки этнической, социальной и политической истории (до XIX столетия), М., 1981;
Hogben S. J., Kirk-Greene A. H. M., The Emirates of Northern Nigeria, L., 1966;
History of West Africa, 2 ed., v. 1, N.Y., 1976.Г. С. Киселев.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.