- фанг искусство
Фанг искусство.
Фигура предка.
Дерево.
Фрагмент.
Габон.фанг иску́сство. Традиционная пластика фанг представлена преимущественно круглой скульптурой. Возраст фигур и голов, помещавшихся на крышках цилиндрических корзин (реликвариев) с костями предков («бьери»), не превышает двух-трёх веков. Первоначально исполнялись только головы на длинных шеях, позднее стали создавать полуфигуры и фигуры. Скульптура выполнялась из твёрдых пород дерева и была монохромной (чаще всего чёрной). Фигуры могли иметь мужские или женские признаки, иногда те и другие одновременно. Встречаются стоящие и полусидящие фигуры с подпорками сзади, их руки сложены на животе, держат какой-нибудь предмет перед грудью или лежат на коленях. Отличительным признаком является вогнутое, обычно удлинённое лицо (хотя встречаются и широкие в верхней части лица, с высоким выпуклым лбом), нередко имеющее зловещее выражение. Лицевая часть, ограниченная сверху высокими полукругами бровей, часто выполняется в форме «сердечка», брови и нос образуют единую выпуклую линию, рот и маленький срезанный подбородок сильно выступают вперёд. Вместо глаз иногда вставляют кусочки металла или осколки зеркала. У многих голов тщательно разработаны точно переданные причёски, имеющие отверстия для бус, шнурков и других украшений. Чаще всего они бывают двух типов: в виде двух (иногда четырёх) простых косичек, свисающих по бокам, и в виде нескольких валиков (обычно трёх), идущих ото лба к затылку. Тело, как правило, цилиндрическое. Пропорции фигуры характерны для африканской скульптуры в целом голова заметно увеличена, ноги укорочены. Скульптура фанг обладает необычайной пластической гармонией и одновременно экспрессивностью в сочетании с внешней статичностью поз, тщательной полировкой поверхности и плавностью сглаженных переходов, объёмов и планов.
Маски играют у фанг сравнительно меньшую роль. Наиболее часто встречаются удлинённые маски-личины, выполненные в том же, что и скульптура, утончённом и гармоничном пластическом стиле и всегда окрашенные в белый цвет. Черты лица в них обычно «прорисованы» тонкими ритмизованными линиями, на щеках (изредка на лбу) могут появляться едва намеченные знаки скарификации. В ряде районов вдоль побережья создают шлемовидные маски с 2 или 4 лицами, повторяющими в уменьшенном размере маски с белыми личинами. Они окружены вырезанными в невысоком рельефе ромбами, прямоугольниками, параллельными полосками и т. п., иногда украшаются перьями, рогом, зёрнами растений или раковинами и изредка увенчиваются небольшой человеческой фигуркой.
Многие типы масок Ф. принадлежат тайному обществу Нги, связанному с культом огня. Для ритуальных церемоний этого общества создавались также монументальные (высотой до 3 м) статуи из необожжённой глины.
Из косточек плода эланг Ф. делают фишки для игры (абиа). На каждой косточке в плоском рельефе вырезается изображение, заполняющее всё свободное пространство и хорошо вписанное в овальную форму. Сюжеты их крайне разнообразны стилизованные человеческие фигурки, птицы, животные и т. д.
Литература:
Paulme D., Les sculptures de lAfrique noire, P., 1956;
Fernandez J., Principles of opposition and vitality in Fangaesthetics, «Journal of Aesthetics and Art Criticism», 1966, v. 25, № 1;
Tessmann G., Die Pangwe, Bd 12. B., 1913.H. E. Григорович.
Фанг искусство.
Голова предка.
Дерево.
Навершие реликвария.
Фанг искусство.
Голова предка.
Дерево.
Габон.
Фанг искусство.
Танцевальная маска.
Дерево, роспись.
Частное собрание.
Милан.
Фанг искусство.
Маска тайного общества Нги.
Дерево, роспись.
Частное собрание.
Берлин.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.