трансафриканские автомагистрали

трансафриканские автомагистрали
Схематический план.

Трансафриканские автомагистрали.
Схематический план.

трансафрика́нские автомагистра́ли, система автодорог международного класса, создаваемая на континенте с целью расширения экономических связей стран и регионов, в том числе связей между портами побережья Средиземного моря, Индийского и Атлантического океанов, обеспечения поставок промышленного и сельскохозяйственного сырья из глубинных районов. Проекты строительства Т. а. разрабатывались в 1960—70-х гг. под эгидой ЭКА ООН, Организации африканского единства, Европейского фонда развития при участии фирм — членов Организации экономического сотрудничества и развития. Их реализация намечалась на период 1978—88, объявленный ООН Декадой развития транспорта и связи Африки. Помимо существующей Трансмагрибской автомагистрали имеются 5 крупнейших проектов строительства Т. а. общей протяжённостью 33 тыс. км, стоимостью 1,5 млрд. долл., из них к новому строительству намечено 5,5 тыс. км (15% общей протяжённости) стоимостью 750 млн. долл. (50% капиталовложений). Остальные 27,5 тыс. км представлены национальными и региональными автодорогами, значительная часть которых подлежит реконструкции и приведению к международным стандартам: битумное или другое твёрдое покрытие, ширина проезжей части 7 м.

Транссахарская автомагистраль Алжир—Таманрассет (Алжир)—Лагос (Нигерия) протяжённостью 8,2 тыс. км последовательно проходит через 4 страны: Алжир (с ответвлением в Тунисе), Мали, Нигер и Нигерию. Намечено построить свыше 1,5 тыс. км новых участков дороги, из них 820 км в Алжире (Таманрассет — граница с Мали и Нигером) и 730 км в Мали и Нигере. Из 395 млн. долл., инвестированных в Транссахарскую автомагистраль, капиталовложения на новое строительство оцениваются в 257 млн. долл.

Транссахельская широтная автомагистраль Дакар (Сенегал)—Нджамена (Чад) протяжённостью 4,6 тыс. км (стоимость 126 млн. долл.) пересекает территорию 7 государств. Более 4 тыс. км дороги приходится на существующие участки в Сенегале, Мали, Камеруне, Нигерии и Чаде, сооружённые при формировании в них национальной автодорожной сети. Проведена частичная реконструкция на дорогах Сенегала, Камеруна и Нигерии. Строительство двух соединительных участков дороги в Буркина-Фасо и Нигере длиной 300 км приостановлено (1986). В дальнейшем предполагается соединить Транссахельскую магистраль в Нигерии и Нигере с Транссахарской дорогой и автомагистралью Лагос—Момбаса.

Автомагистраль Лагос (Нигерия) — Момбаса (Кения) протяжённостью 6,3 тыс. км (стоимость 540 млн. долл.) проходит через 6 стран Центральной и Восточной Африки. Наибольший объём нового строительства (1,6 тыс. км) приходится на Заир (950 км), ЦАР (340 км), Уганду (270 км). Реконструкция имеющихся участков проводится в Нигерии, Камеруне, Кении. В районе Кампалы (Уганда) магистраль соединяется с шоссе Кампала—Найроби—Момбаса. Реализация проекта дороги позволит связать побережье Атлантического и Индийского океанов и (с учётом дорог ответвлений) соединит 20 стран региона.

Для создания магистрали Лагос (Нигерия) — Нуакшот (Мавритания) протяжённостью 4,75 тыс. км (77 млн. долл. капиталовложений) намечено построить 640 км новых участков дорог на территории Гвинеи, Съерра-Леоне, Мавритании. Реконструкции подлежат свыше 45 тыс. км национальных дорог 10 стран Западной Африки. Осуществление проекта предполагает соединение внутриконтинентальных районов 12 государств с 8 крупными портами Атлантического побережья.

Автомагистраль Каир (Египет) — Габороне (Ботсвана) протяжённостью 9,2 тыс. км (капиталовложения 346 млн. долл.) пересекает континент с севера на юг, проходя через территорию 7 государств. Намечено построить 1 тыс. км новых участков в Египте (320 км), Кении (500 км) и Судане (180 км), что составит 45% общей стоимости проекта (50 млн. долл.). На территории Египта и Судана дорога пройдёт по пустыне Сахара. Свыше 8 тыс. км магистрали составят участки национальных дорожных сетей Египта, Судана, Кении, Танзании, Замбии, Ботсваны. С учётом дорог ответвления в Эфиопию, Джибути, Сомали, Ливию, Заир, Уганду, Мозамбик, Зимбабве, Малави магистраль объединит 16 стран. К 1986 построено лишь 150 км новой дороги в Египте (Асуан—граница с Суданом); строительство в Судане и Кении, реконструкция существующих участков в Замбии, Танзании и Ботсване приостановлены.

Кроме запланированных Декадой развития транспорта и связи Африки предусматривается осуществление 4-х проектов трансафриканских автомагистралей общей протяжённостью 23 тыс. км, стоимостью реализации 1,3 млрд. долл.: Триполи (Ливия) — Виндхук (Намибия) — 8 тыс. км, 500 млн. долл.; Нджамена (Чад) — Массауа (Эфиопия) — 3,6 тыс. км, 300 млн. долл.; Каир (Египет) — Нуакшот (Мавритания) — 8 тыс. км, 230 млн. долл.; Лобиту (Ангола) — Бейра (Мозамбик) — 3 тыс. км, 300 млн. долл. Намечено построить 5 тыс. км новых участков дорог стоимосью 700 млн. долл. (60% общей стоимости реализации проектов). Из-за трудностей экономического и политического характера претворение этих проектов перенесено на неопределённые сроки. При условии выполнения работ по проектам предполагается создание единой системы автотранспортных магистралей Африки и объединения её с европейской сетью автодорог через автодорожный мост Гибралтар—Сеута на северо-западе и через Синайский полуостров на северо-востоке Африки.

В. О. Маслов, З. С. Новикова, А. А. Чичкин.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "трансафриканские автомагистрали" в других словарях:

  • Камерун — 1) вулканический массив в Зап. Африке, выс. 4070 м; гос во Камерун. Ряд вулканических вершин этого массива имеет отдельные местные названия. Название Камерун относится ко всему массиву и к действующему влк. в его юго зап. части; образовано от… …   Географическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»