- Судан. Музыка
Музыка Судана включает музыкальные традиции многочисленных народов. Она складывалась во взаимодействии с нубийской, арабской и многими другими африканскими музыкальными культурами. Разнообразен музыкальный инструментарий С. Среди струнных — тамбур и его разновидности, в том числе кисир (у нубийцев), бене-бене (в западном С.), бангия (в восточном С.), том (в южном С.); ум-кики (типа ребаба). В группе ударных инструментов — тар (небольшой квадратный бубен с одним резонатором), различные барабаны, в том числе долюка (глиняный барабан), дингир (водяной барабан), табл; нуггара (род керамических литавр), бухса (полая тыква, наполненная высушенными семечками или камешками). У динка, нуэр, шиллук и других народов южного С. распространены барабанные ансамбли. Среди духовых инструментов — зумбара (металлическая трубка, тип флейты), пенах (полая тыква), гарин (рог). Популярны ансамбли ваза (комплект тростниковых труб самых разнообразных размеров).
Вокальная музыка (преобладает у народов южного С.) основывается на пентатонических звукорядах. Для неё характерно обилие мелизмов. Многие песни западного С. неотделимы от танца, в том числе песни-танцы хасис, джаррари, мардум, связанные с хозяйственным укладом кочевников-скотоводов, а также камбала, исполняющийся во время ритуала инициации. Выразительны суданские танцы: бытующие в центральном С. «голубь» (исполняют танец только женщины), арда (только мужской), в восточном С. — мошемба (танец шаманки).
С приходом арабов (конец VII в.) и распространением ислама в музыку С. проникли жанры и стили арабского музыкального искусства: речитация Корана и адан (призыв к молитве), исполнение мадих — хвалебной песни, прославляющей пророка Мухаммеда (своего рода цветистый речитатив без инструментального сопровождения). Немаловажна роль музыки в ритуале суфийских братств — зикр. Религиозные песнопения исполнялись только мужчинами.
Определенное влияние на развитие национальной культуры, в том числе музыкальной, оказало восстание махдистов. Появились патриотические песни, воспевающие родину, посвящённые М. А. аль-Махди и другим борцам за независимость. Подвиги своих отцов, мужей и сыновей прославляли певицы Михера бит-Аббуд, Шарифа бит-Биляль. Их песни звучали во время племенных сходок, военных походов.
С конца XIX в. (после падения махдистского государства) существенное влияние на культуру С. оказал Египет (распространение ряда музыкальных инструментов, системы музыкального образования). Так, композитор X. Фарах, который общался с египетскими музыкантами, стал включать в инструментальными ансамбли наряду с национальными инструментами аккордеон, скрипку, треугольник и др. Возник новый песенный жанр (в его создании участвовали также певцы Карома и Сарор), получивший впоследствии название хагибат-аль-фан (пение 1—2 солистов сопровождают 2—5 певцов и инструментальный ансамбль афро-европейского типа).
После завоевания независимости (1956) интенсивно развивается музыкальная культура: складываются новые стили и формы (в результате сближения традиций юга и севера страны усилились взаимодействия африканских и арабских музыкальных элементов), популярными стали песни гражданского содержания, к музыке приобщаются широкие слои населения. В 60-х гг. были созданы Национальный фольклорный ансамбль (1960), Национальный театр (1962), Институт музыки и драмы (1969). В 70-х гг. появились оркестровые коллективы европейского типа, духовые ансамбли, в музыкальную практику вошло концертное исполнительство, получила распространение музыка, сочетающая национальные и евро-американские традиции, популярность приобрела современная городская песня. Среди музыкальных деятелей С. — композиторы и певцы Мухаммед аль-Амин, И. аль-Кашиф, М. Варди, А. Шурахбиль, композитор и дирижёр А. Марджан.
Асим Абдулла аль-Халифа.
Литература:
Биргауз Е. А., Национально-этническая проблема Судана (1956—68 гг.), М., 1975;
Вобликов Д. Р., Республика Судан. (1956—май 1969 г.), М., 1978;
Грядунов Ю. С., Новые горизонты Судана, М. 1969;
Демократическая Республика Судан. Справочник, М., 1973;
Кацнельсон И. С., Напата и Мероэ — древние царства Судана, М., 1970;
Кобищанов Ю. М., К вопросу о социально-экономических отношениях в средневековой Нубии, в кн.: Социальные структуры доколониальной Африки, М., 1970;
Его же, Северо-Восточная Африка в ранне-средневековом мире (VI —сер. VII в.), М. 1930;
Его же, На заре цивилизации. Африка в древнейшем мире, М., 1981;
Смирнов С. Р., История Судана, М., 1968;
Ищенко Е., Внешнеэкономические связи Демократической Республики Судан, М., 1983;
Асим А. аль-Халифа, Музыка народная и современная, «Азия и Африка», 1984, № 8;Adams W. Y., Nubia: corridor to Africa, L., 1977;
Arkell A. J., A history of the Sudan. From the earliest times to 1821, L., 1955;
Eprile C., War and peace in the Sudan. 1955—72, Newton Abbot, 1974;
Crawford O. G. S., The Rung Kingdom of Sennar, Gloucester, 1951;
Duncan J. S. R., The Sudan’s path to independence, Edinburgh — L., 1957;
Gray R., A history of the Southern Sudan, 1839—89, L., 1961;
Hill R., A biographical dictionary of the Sudan, 2 ed., L., 1967;
Holt P. M., The Mahdist State in the Sudan. 1881—98, Oxf., 1958;
Его же, A modern history of the Sudan, L., 1961;
Lees F. A., Brooks H. C., The economic and political development of the Sudan, L. — Basingstoke, 1977;
Mac Michael H. A., A history of the Arabs in the Sudan…, v. 1—2, Camb., 1922;
Monneret de Villard U., Storia della Nubia cristiana, Roma, 1938;
Shinnie P. L., Meroe. A civilization of the Sudan, N. Y.—Wash., 1967;
Sylvester A., Sudan under Nimelry, L.—[a. o.], 1977;
Theobald A. B., The Mahdiya, L.—[a. o.], 1957;
Его же, Darfur and its neighbours under Sultan All Dinar, «Sudan notes and records», 1959, v. 40;
Trimingham J. S., Islam in the Sudan, 2 ed., N. Y., 1965;
Hasan Yusuf Fadi, The Arabs and the Sudan. From the seventh to the early sixteenth century, Edinburgh, 1967;
Ady P. H., Africa, Oxf., 1965;
Quarterly economic review of Sudan. Annual supplement, L., 1978—80—;
Middle East economic digest (MEED) Special report 1977, August, L., 1977.Издания:
Поэты Судана, [сост. Г. Лебедев, М., 1967];
Поэзия Африки, М., 1973, с. 522—30.Литература:
Современная арабская литература. Сб. ст., М., 1960;
Демидчик В. П., Суданская поэзия XX в., Душ., 1972;
Литературы Африки, М., 1979, с. 100—08
Дэвидсон Б., Новое открытие Древней Африки, пер. с англ., М., 1962;Shinnie P. L., Medieval Nubia, Khartoum, 1954;
Monneret de Vilard U., La Nubia medievale, v. 1—4, Cairo, 1935—57;
Hintze F., Hintze U., Alte Kulluren in Sudan, Lpz., 1966;
Kunst und Geschichte Nubiens in christlicher Zeit, Recklinghausen, 1970;
Mischlich A., Über die Kulturen im Mittel-Sudan, B., 1942;
Connick Carlisle R., Women singers in Darfur, Sudan Republic, «Anthropos», 1973, v. 68;
Plumley G. A., El tanbur: the Sudanese lyre or the Nubian kissar, Camb., [1976].
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.