- Судан. Архитектура и изобразительное искусство
Крышка для еды.
Плетение.От периода раннего неолита (конец 7-го — конец 4-го тысячелетия до н. э.) на территории Судана сохранилась лепная керамика Хартумской культуры, вначале сплошь покрытая вдавленным узором волнистых линий, позднее украшенная пунктирными геометрическими фигурами. К позднему неолиту (конец 4-го — начало 3-го тысячелетия до н. э.) относятся остатки хижин полусферической формы, украшения из раковин, слоновой кости, камня, лощёная и расписанная красной краской керамика (яйцевидные чаши с геометрическим узором) и самые ранние в долине Нила терракотовые фигурки людей и диких животных (бегемота). В XXII—XVIII вв. до н. э. появились прямоугольные жилые помещения из кирпича-сырца, многокомнатные дома князей (в Арейке), погребальные сооружения (колодцеобразные могилы круглой или овальной формы, оконтуренные рядом камней и обозначенные каменной стелой; подземные камеры, выложенные сырцовым кирпичом, с насыпанным поверх курганом и примыкающей к нему с севера часовней), наскальные рисунки (в основном петроглифы), обобщённо и схематично изображающие сцены охоты, пастбища, отдельные фигуры людей и животных. В алтарных помещениях жилых домов и погребениях найдены многочисленные женские статуэтки, фигурки богинь с птичьими лицами или овечьей головой, домашних животных, украшения (в том числе выгнутые перламутровые шпильки). К этому же периоду относятся остатки монументальных сооружений из кирпича-сырца (храм, курганный могильник, найденные в районе Кермы, жилые и хозяйственные постройки), в которых обнаружены изделия мелкой пластики, созданные под влиянием и воздействием Египта (сосуды из фаянса, бронзы). Уникальный вид прикладного искусства Кермы — плоские фигурки и орнаменты из слюды, которые нашивались на тюбетейки. Во время владычества египтян их язык, письменность, религия, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство оказали огромное влияние на местную культуру. Строились укрепления (Семна, Кумма) и храмы (храм в Сульбе, XV в. до н. э., храмы в Каве) по типу египетских. У входов в храмы ставились колоссальные гранитные статуи правителей Куша (например, Тахарки — на фасаде одноименного храма у скалы Гебель-Баркал в Напате, Аспельты — близ Хартума и др.). Воздвигались пирамиды, меньшего размера, чем египетские, отличавшиеся крутым подъёмом граней и завершавшиеся маленькой плоской площадкой. В камерах пирамид найдены погребальные фаянсовые статуэтки, многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства (алебастровые и керамические сосуды, бронзовые зеркала и светильники, костяные и золотые украшения) местного и египетского происхождения.
Культура образовавшегося в VI в. до н. э. Мероитского царства представляет собой своеобразное переосмысление египетского, римского, индийского влияний, с особым пантеоном (многоголовый, многорукий Львиный бог —Апедемак, иногда с туловищем змеи, слона и т. п.). Сложился особый тип храмов, посвящённых Львиному богу, — монументальные прямоугольные в плане сооружения с глухими стенами из кирпича или камня и высокими трапециевидными порталами; гладкие плоскости стен и порталов украшались рельефами. В искусстве Мероэ явственно проступают черты местного своеобразия (в архитектуре — приземистость и массивность пропорций, в рельефах — относительная свобода от канонов, резкая светотень). Скульптурные произведения отличаются мягкостью моделировки форм. Высоко было развито и декоративно-прикладное искусство — бронзовые чаши и кубки с гравировкой, изделия из цветного стекла, керамика с росписью по тёмному ангобу. По мере утверждения христианства (со второй половины VI в.) возводились многочисленные укрепления и базиликальные церкви, напоминающие коптские (см. Коптское искусство). В церквах сохранились росписи VIII—XI вв. на евангельские сюжеты (росписи храмов в Фарасе, Газали). Некоторые из них, условные и примитивные, с удлинёнными пропорциями фигур, также близки искусству коптов, другие типами фигур и лиц, чёткой, плоскостной фронтальной композицией, объединённой единой ритмической линией и переливчатым золотисто-коричневым тоном, напоминают росписи Византии. Среди сохранившихся художественно-ремесленных изделий — глиняные чаши и горшки с росписью (изображения христианских символов — креста, рыб), изделия из стекла (графины, флаконы, кубки), часто цветные, с ребристым и ячеистым рельефом, с наплавной нитью, бусы из кварца, агата или скорлупы страусовых яиц.
Проникновение в С. арабов привело к постепенному вытеснению христианства исламом, причём культура мусульманская тесно сплеталась с культурой Тропической Африки. Сохранившиеся остатки каменных укреплений г. Ури (XV-XVI вв., близ современного Абу-Умара) с двойным кольцом стен, дворцами и мечетью, а также руины дворцов на холмах Турра (XV—XVI вв.) обнаруживают много общего с каменными укреплениями стен Восточной и Юго-Восточной Африки (например, Зимбабве). В архитектуре средних веков нашли отражение и формы сооружений, возводившихся в древности. Мечети часто заимствуют формы христианских базиликальных церквей (деление на 3 нефа, апсиды), но имеют плоские покрытия на столбах.
До середины XX в. строительство европейского типа было сосредоточено в крупных центрах (Хартум, Порт-Судан, Атбара и др.). После 1956 в стране развернулось промышленное и жилищное строительство с привлечением европейских специалистов (главным образом из социалистических стран — СССР, ГДР, Югославии), использующих опыт мировой архитектуры. В застройке городов преобладают геометрическая планировка, разнообразие композиций жилых домов, широкое использование цвета.
Среди типов народного жилища в селениях долины Нила распространены прямоугольные в плане хижины из кирпича-сырца с земляной кровлей. На побережье Красного моря — многоэтажные дома из кораллового известняка с нарядными выступающими окнами и решётками-«мушарабия». На юге С. негроидные народы живут в круглых хижинах, с глиняными или плетнёвыми стенами и коническими или сфероконическими крышами, покрытыми травой, уложенной ярусами; входы в хижины украшаются процарапанным орнаментом. У азанде интересны круглые хижины с двуглавым навершием и хижины для подростков в форме кубка с колоколовидной крышей и подковообразным окаймлением входа; навершия хижин и зернохранилищ украшаются раковинами каури.
На юге С. и в центральных районах, где наряду с исламом сохранились местные религии, существует довольно однообразная деревянная скульптура (у бари, бонго). Ей присущи подчёркнутая столбообразность, слабая расчленённость предельно упрощённых форм, крайне схематично переданные черты лица. Встречается также глиняная скульптура: простые и лаконичные зооморфные фигурки, покрытые процарапанным либо выдавленным орнаментом, а также маски из высушенной тыквы (шиллук). С середины XX в. в С. складывается национальная школа станкового искусства, которой свойственно соединение местных декоративных и европейских традиций (скульпторы М. Куа, А. Хамид, живописцы X. Аббас, М. О. Бешир, график А. А. Борхан).
Среди современных художественных ремёсел в северной части С. распространены филигранные работы арабских мастеров по меди и серебру, изделия из гладкой и тиснёной кожи. В Южном С. негроидные народы занимаются плетением и обработкой металла (железа, бронзы, меди), поделками из дерева, глины, кости и рога. Динка выделывают лепные яйцевидные черноглиняные сосуды, штрихованные процарапанными линиями, бонго лепят круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым орнаментом, режут из цельного куска дерева табуреты с гнутыми сидениями, изящные гравированные ложки из рога. У азанде распространено изготовление ножей с тонкими разветвлёнными лезвиями, плетение удлинённых щитов из ротанга, изготовляются также глиняные трубки, деревянные блюда на ножках.
С. Я. Берзина, В. Л. Воронина, Н. Е. Григорович.
Королевские пирамиды на Северном кладбище в Мероэ.
II в. до н. э.
Пилон храма Львиного бога Апедемака в Нага с изображением Апедемака.
2 г. до н. э. 23 г. н. э.
«Архангел Михаил ограждает отроков от пламени пещи огненной».
Фреска одного из храмов в Фарасе.
VIIIXI вв.
Национальный музей Судана.
Хартум.
Анималистические фигурки из погребения в Керме.
Слоновая кость.
XIXXVIII вв. до н. э.
Деревянная фигура.
Бонго.
XIX в.
Фигурки предков Бари.
Дерево.
Кувшин для воды.
Глина, бисер.
А. А. Борхан.
Суданские народные танцы.
Гравюра на дереве.
1958.
Корзинка с крышкой.
Суданские арабы.
Плетение.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Кошелек.
Скамеечка-подголовник.
Бонго.
Дерево.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.