- Судан. Народное образование и научные учреждения
До колонизации Судана на севере страны существовали 2—3-летние религиозные мусульманские школы. Преподавание в них велось на арабском языке. С приходом колонизаторов в северной части С. начали создаваться школы по английскому образцу (4-летние начальные, 4-летние промежуточные, 4-летние средние). В южной части С. до завоевания независимости имелись только миссионерские 2-летние школы, обучение в них велось на местных языках, основным учебным предметом был закон божий. В 1956 95% населения было неграмотно.
После провозглашения независимости (1956) английская система образования была распространена на всю страну. В первые годы наряду с 4-летними начальными школами имелось много, особенно в сельской местности, неполных 2—3-летних начальных школ. Обучение в начальной школе велось на арабском языке, далее — на английском. При переходе из школы одной ступени в другую сдавались экзамены. К 1970 в начальной школе обучалось около 825 тыс. учащихся (что составляло 38% детей соответствующего возраста) и работало около 17,7 тыс. учителей; в промежуточных и средних школах обучалось около 128,4 тыс. учащихся (7% детей и подростков) и работало около 7,4 тыс. учителей. В 1970 была проведена реформа школьной системы, введена 6-летняя начальная школа для детей 7—13 лет, 6-летняя средняя, подразделяемая на две ступени — 3-летнюю неполную и 3-летнюю полную. Неполные средние школы трёх типов: академические, технические, коммерческие. В технических и коммерческих к общеобразовательным дисциплинам добавляются специальные в соответствии с профилем школы. Имеются средние школы для девочек, в которых дополнительно преподаются домоводство, швейное дело и др. В полной средней школе учащихся разделяются на 4 основных потока, в соответствии с которыми ведётся специализация по арабскому языку, английскому языку, математике или естественным наукам.
В 1981/82 учебном году в начальных школах было около 1524 тыс. учащихся (что составляло 52% детей и подростков соответствующего возраста) и работало около 46,4 тыс. учителей; в средних — 403,2 тыс. учащихся (18% детей и подростков) и 17,1 тыс. учителей.
Учителей для начальной школы готовят педагогические училища в течение 2 лет на базе неполной средней школы, для неполной средней школы — педагогические центры в течение 2 лет на базе полной средней школы. В 1970 в педагогических училищах и центрах было 2391 учащихся и работало 246 преподавателей; в 1981 — 6566 учащихся и 738 преподавателей.
Профтехобучение ведётся на базе начальной школы и неполной средней в течение 4 лет. В 1970 в системе профтехобразования обучалось 1856 человек и работало 325 преподавателей, в 1981 — 17130 учащихся и 846 преподавателей.
Управление системой образования централизовано, осуществляется Министерством образования. В 1980 на цели образования было выделено 4,8% ВНП.
Хартумский университет (основан в 1956; факультеты: гуманитарных, естественных, экономических и социальных наук, педагогический, инженерного дела и архитектуры, юридический, медицинский, сельскохозяйственный, ветеринарный, фармацевтический, свыше 8,7 тыс. студентов в 1982), Хартумский филиал Каирского университета (1955; факультеты: гуманитарный, коммерческий, юридический, 5 тыс. студентов), Исламский университет в Омдурмане (1965; факультеты: социальных наук, гуманитарных наук, ислама, свыше 1,7 тыс. студентов), университет в Джубе (1975; факультеты: естественных наук, социальных наук и экономики, педагогический, образования взрослых, 425 студентов), университет Гезиры в Вад-Медани (1975; факультеты: сельскохозяйственный, экономический, медицинский, технологический). Срок обучения в университетах от 4 до 6 и более лет. Принимаются выпускники 6-летней полной средней школы. Имеется также ряд институтов и колледжей с 2—3-летним сроком обучения, которые дают образование, близкое по уровню к среднему специальному (Хартумский политехнический институт, Хартумский колледж по подготовке медперсонала и др.).
Библиотека Хартумского университета (основана в 1945; 200 тыс. томов), Публичная библиотека в Омдурмане (1951; около 17,7 тыс. томов).
Национальный музей С. (основан в 1971), Этнографический музей (1956), Музей естественной истории С. (1920) — в Хартуме; Музей-заповедник в Мероэ.
Н. М. Тимофеева.
Координация научной деятельности осуществляется Национальным советом исследований (основан в 1970). Научная работа ведётся в Хартумском университете на факультетах сельского хозяйства, инженерном, естественных наук, медицины, фармакологии, в гидробиологической (1951) и других лабораториях и в Институте Африки и Азии (1972). Имеются Институт промышленных исследований (1965, Хартум), ряд иностранных (главным образом английских) научно-исследовательских учреждений. Большинство научных учреждений — в системе министерств: сельского хозяйства (опытные станции и другие), промышленности и разработки недр (геологическая лаборатория), транспорта и коммуникаций (метеорологический отдел с 4 станциями), здравоохранения (Суданская медицинская исследовательская лаборатория, 1935) и др.
О. К. Дрейер
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.