- социал-демократия
социа́л-демокра́тия в Африке. Социал-реформистская идеология, представляющая собой эклектичное соединение понятий и воззрений реформизма, приспосабливаемого к африканским условиям, получила распространение в Африке ещё до 2-й мировой войны. Основными каналами распространения были социалистические партии метрополий, в частности Французская социалистическая партия (СФИО), создававшая в колониях свои филиалы. Как отмечалось в документах 5-го конгресса Коминтерна (1924), « не насильственная борьба, не революция, а реформа, мирная сделка с империализмом», вот девиз сторонников реформизма в тот период. Социал-реформистская идеология объединяла представителей африканской интеллигенции, многие из которых получили образование в Европе и являлись членами реформистских партий (Л. С. Сенгор, Ф. Уфуэ-Буаньи, А. Кулама, Ф. Циранана, М. Окпара и др.); социал-реформизм находил также опору среди колониальных чиновников, завербованных из местного населения, и др.
В 1956 под эгидой СФИО в Западной и Экваториальной Африке была предпринята попытка объединения местных федераций СФИО в Социалистическое движение Африки (СДА), но поскольку СДА не пользовалось поддержкой масс, в 1958 оно распалось. Попытки объединения африканских «социалистов» предпринимались и позже: в 1962 в Дакаре и в 1975 в Тунисе на конференциях африканских социал-реформистов обсуждались вопросы об объединении. В феврале 1981 10 африканских реформистских правящих партий приняли решение об объединении на основе принципов «демократического социализма» в политическую организацию Африканский социалистический интернационал (АСИ); это произошло при активном участии и поддержке Социнтерна.
При имеющихся идейно-политических различиях реформистских партий (Социалистической партии Сенегала, Социалистической дестуровской партии Туниса, Маврикийской лейбористской партии и др.) прослеживается общая для всех линия в практической деятельности не затрагивать основы эксплуататорских отношений. В намечаемых программах социально-экономических преобразований не ставится вопрос о ликвидации крупной частной собственности. Типично для партий АСИ также наличие идей мелкобуржуазного национализма и доктрина социального партнёрства. В их официальных концепциях отрицается классовая борьба, которую рассматривают как подрывную деятельность антинациональных элементов, в том числе не согласных с политическим курсом правящих режимов. Из мелкобуржуазной по своей природе теории национальной исключительности берёт начало пропаганда строительства в африканских странах особых, «африканских», вариантов социализма, за которой скрывается попытка перенести на африканскую почву буржуазные концепции так называемого общества всеобщего благоденствия. Сильное влияние традиционного западноевропейского социал-реформизма ускорило процесс становления на африканской почве идеологии «демократического социализма» (см. в ст. «Африканский социализм»).
Литература:
Косухин Н. Д., Арена борьбы идей Африка, М., 1985;
Ульяновский Р. А., Очерки национально-освободительной борьбы, М., 1976;
Сибилев Н. Г., Социалистический интернационал. История, идеология, политика, М., 1980;
Садовская Л. М., Социал-реформизм в Африке. Идеологическое проникновение в рабочее и профсоюзное движение, М., 1983.Л. М. Садовская.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.