- апартхейд
Расистские каратели обрушивают репрессии на противников апартхейда.
Претория.апартхе́йд, апартеид (на языке африкаанс apartheid обособление, раздельное существование), система расовой дискриминации, политического и социального угнетения расовых и национальных групп «небелого» населения. Особенно широко практикуется в ЮАР с целью сохранения эксплуатации и угнетения, а также подавления национально-освободительного движения.
Начало закреплению системы расовой и национальной дискриминации в ЮАС было положено «Актом о Южной Африке», вступившим в силу в 1910 (действовал более 50 лет и лёг в основу конституции ЮАР 1961). После прихода к власти расистской Националистической партии в 1948 А. был объявлен государственной политикой. В основе этой политики лежит расистская идея «превосходства» белого человека. Ссылаясь на Библию, идеологи А. заявляли, что каждой расе предначертаны особый исторический путь развития и образ жизни и поэтому ассимиляция губительна, особенно для «высшей» расы. В основе доктрины А. лежит антинаучное утверждение о том, что объективно существующие расовые, языковые, культурные, религиозные и иные различия неизбежно ведут к возникновению непреодолимых противоречий между этническими группами, в силу чего в Южной Африке невозможно создание единого многонационального государства. Идеи А. подаются как закономерное продолжение традиций не всего белого населения, а именно африканеров; в связи с этим в доктрине А. особое место занимают ссылки на религию, на голландскую реформатскую церковь, к числу сторонников которой принадлежит большая часть верующих африканеров. Современную культуру сторонники А. фактически объявили монополией народов европейского происхождения.
С 1948 парламент ЮАС принял ряд расистских законов, резко усиливших расовую сегрегацию, существовавшую в стране и ранее. По законам «О расселении по группам» (1950) были созданы «групповые», или «этнические», зоны населения расовые гетто для африканцев, цветных и индийцев. Политика А. получила дальнейшее развитие в законах 195154 «О расселении туземцев», «О туземцах, проживающих в городах», «О властях банту», «О земельных правах азиатов» и др. Закон «О развитии самоуправления банту» (1959) ликвидировал представительство африканского населения в парламенте и положил начало созданию бантустанов. Закон «Об арбитраже в промышленности» (1956) закрепил за представителями каждой расовой группы определённые виды работ (в результате чего «небелое» население было лишено права получать большинство квалифицированных профессий), запрещались смешанные профсоюзы. По закону «О туземной рабочей силе» (1953) была запрещена деятельность профсоюзов африканских рабочих. Законы «О запрещении смешанных браков» (1949) и «О борьбе с безнравственностью» (1950) запрещали браки и внебрачные связи между «белыми» и «небелыми». По закону «Об университетском образовании» (1959) всё «небелое» население лишалось права совместного с «белыми» обучения в университетах. А. обусловил усиление антидемократических мер, распространявшихся и на представителей белого населения, которые начали выступать против А. Власти ЮАР систематически преследуют противников А. В соответствии с принятым в 1950 Законом «о подавлении коммунизма» была запрещена ЮАКП, выступающая за ликвидацию А. По законам «О туземцах», принятым в 1952, был резко усилен контроль за передвижениями и всей жизнью африканцев. В 1960 был запрещён Африканский национальный конгресс и другие организации, выступающие за ликвидацию режима А. и создание демократического государства на основе равноправия всех граждан независимо от цвета кожи; в начале 1960-х гг. закрыты периодические издания, наиболее энергично выступавшие против А. По законам «О мятежных сборищах», «О подрывной деятельности», «Об общественной безопасности» и другим власти получили возможность проведения самых жестоких расправ с участниками национально-освободительной борьбы.
Политика А. вызвала всё более усиливающийся протест прогрессивных сил как в самой ЮАР, так и во всём мире, в Африке прежде всего со стороны Организации африканского единства, которая считает одной из своих главных задач ликвидацию А. Против А. были направлены многочисленные массовые кампании протеста, крупнейшей из которых были антирасистские выступления в Соуэто (1976) и массовые движения в ЮАР с 1984. Политика А. многократно осуждалась ГА и Советом Безопасности ООН. Так, в 1960 ГА ООН выступила за принятие незамедлительных мер к полной ликвидации колониального режима во всех его видах и проявлениях. В 1962 ГА ООН потребовала принятия решительных мер, вплоть до исключения ЮАР из ООН, и применения против ЮАР санкций. В 1968 ГА ООН осудила политику А., осуществляемую властями ЮАР. По решению ООН с 1973 проводилось Десятилетие действий против расизма и расовой дискриминации (с 1983 началось второе Десятилетие). В 1973 ГА ООН одобрила для подписания «Конвенцию о пресечении преступления А. и наказания за него», проект которой был внесён СССР и Гвинеей. Конвенция квалифицирует А. как преступление против человечества, нарушающее принципы международного права и создающее серьёзную угрозу международному миру и безопасности. Согласно конвенции под А. понимаются бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над другой и её систематические угнетения: лишение права на жизнь и свободу личности; создание условий жизни, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение; лишение основных прав и свобод, создание препятствий для участия в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны; разделение населения по расовому признаку и тому подобное. В то время как государства социалистического содружества последовательно осуществляют антирасистские решения международного сообщества, империалистические государства, прежде всего США, поддерживают тесные связи с ЮАР, отказываются присоединиться к конвенции. По призыву ООН с 21 марта 1978 по 20 марта 1979 был проведён Международный год борьбы против А.
Подавляющее большинство государств Африки и других континентов бойкотируют правительство ЮАР с целью заставить его отказаться от политики А. Сопротивление режиму А. внутри страны, растущая политическая изоляция ЮАР на мировой арене, а также пагубное воздействие А. на экономическое развитие ЮАР заставили правительство ЮАР в конце 70-х начале 80-х гг. отказаться от некоторых незначительных мер этой политики (отказ от так называемого мелочного А. в общественной жизни). На 2-й Всемирной конференции по борьбе против расизма и расовой дискриминации (1983) были выдвинуты задачи полного и окончательного искоренения расовой дискриминации, ликвидации любых форм и проявлений расизма, колониализма и А.
Литература:
Апартеид. Его последствия для образования, науки, культуры и информации, пер. с англ., М., 1969;
Апартеид. Правда о расизме в Южной Африке, пер. с англ., М., 1975;
Международное право, под ред. Г. И. Тункина, М., 1982;
Бантинг Б. П., Становление южноафриканского рейха, [пер. с англ.], М., 1965;
Говорят коммунисты Африки, пер. с англ., М., 1971;
Городнов В. П., Черные жители «белого» города. Жизнь и борьба африканского гетто, М., 1983;
Давидсон А. Б., Апартхейд система расового порабощения, в кн.: Расовая дискриминация в странах Африки, М., 1960;
Критика буржуазных теорий национализма и расизма, М., 1976;
Макаров А. А., Борьба африканского населения ЮАР (70-е годы XX в.), М., 1981;
Расовая проблема и общество, пер. с франц., М., 1957;
Таиров Т. Ф., Апартхейд преступление века, М., 1968;
Brookes E. H., Apartheid. A documentary study of modern South Africa, L., 1968;
Cornevin M., La République sud-africaine, P., 1982;
Sachs E. S., The anatomy of apartheid, L., 1965.А. Б. Дэвидсон.
Белые и чёрные болельщики в раздельных секторах трибуны стадиона.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.