- религии африканские традиционные
Гадательница.
Кения.рели́гии африка́нские традицио́нные, комплексы верований, культов, ритуалов, сложившихся у африканских народов до распространения на континенте ислама и христианства. Значительное место занимает анимизм. Р. а. т. приписывают наличие души конкретным живым существам и неодушевлённым предметам (например, ритуальным барабанам). Многие африканские народы верят в множественность душ у человека. О посмертном существовании души их представления разнообразны: по представлениям ньяруанда, игбо, ибибио и др., души умерших находятся под землёй, по представлениям шилук, лодзи, эве, йоруба и др. на небе. Эти представления совмещались с верой в воплощение умерших в тотемных животных или растения, в переселение, душ умерших в новых членов рода. Сложились обряды, вызванные в значительной мере страхом перед мёртвыми. Бушмены, считавшие, что душа умершего, оставляя могилу, охотится, ест и пьёт, после погребения покидали прежнюю стоянку, избегали старых захоронений. Гереро перед захоронением ломали у трупа позвоночник, чтобы душа покойного, ставшая червем, не выскользнула наружу. Готтентоты, чтобы не выпустить душу умершего, окутывали его голову кожаным плащом, в который закатывали согнутый пополам труп. Почитались как покровители родовой общины, деревни локальные духи «хозяева» лесов, холмов, озёр, рек, их наделяли именами, посвящали им святилища (считавшиеся местом пребывания духа) холмы, пещеры, естественные колодцы и прочие, для поддержания культа выделяли специальных жрецов, в честь духов-покровителей устраивали празднества с жертвоприношениями, молениями.
С анимизмом Р. а. т. связан (но, возможно, более раннего происхождения) фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам-фетишам). Первоначально сверхъестественные свойства приписывались самим фетишам; с развитием анимистических представлений фетиш стал рассматриваться как вместилище души, духа. Объектами поклонения были деревья, камни, барабаны, маски, статуэтки, скамейки и др.
Фетиши подразделялись на общие для группы кровных родственников, общины, племени, народа и личные (защищающие владельца от всякого зла). Общими фетишами у йоруба, бини, бам-бара являлись каменные неолитические топоры, считавшиеся окаменевшими молниями, пущенными на землю божествами Шанго и Фаро. Ганда фетишизировали регалии, атрибуты власти, собственность обожествлявшегося правителя кабаки (принадлежавшие ему барабан, рога быков и буйволов и др.). Общенародным фетишем ашанти, вместилищем души всего народа считался так называемый золотой трон (деревянная резная, инкрустированная золотом скамеечка), на который запрещалось садиться даже правителю. Важнейшими фетишами общеродового или общеплеменного значения были ритуальные маски, культ которых был широко развит в Западной и Центральной Африке. Большое распространение получили личные фетиши у ашанти (суманы, изготовленные из кусков дерева, раковин, бус, раскрашенные и обмазанные кровью жертвенных животных), нуэр (кулангни деревянные бруски или связки деревянных палочек), конго (нкизи), народов междуречья Конго Убанги (бонганга) и др. Их боялись, старались умилостивить, но могли и наказать, выбросить, вернуть колдуну для восстановления сверхъестественные силы.
В Р. а. т. сохранились пережитки тотемизма. Согласно тотемическим представлениям, группа кровных родственников, в первую очередь родовая община, ведёт своё происхождение от определённого вида животных или растений (реже от рек, озёр) тотема или от общего с тотемом предка. Тотем объект сакрального почитания и в какой-то мере отличительный знак, символ этой группы (перенимающей наименование тотема). Тотемизм включает ряд обязательных правил, обрядов, в том числе строжайших запретов (табу) употреблять в пищу тотемное животное или растение, вступать в брак с лицом той же тотемной группы (тотемическая экзогамия). Наиболее полно тотемизм сохранился у пигмеев (Заир, Конго, Габон). Отдельные элементы тотемических верований обнаруживаются у большинства народов Африки название родов по тотему (например, слона, обезьяны, змеи у йоруба, черепахи, питона, пчелы у нуэр и динка), вера в переселение душ умерших в тотем (у йоруба, занде и др.), запрет охоты на тотемных животных (у нуэр, динка, эдо и др.), пищевые табу (у йоруба, ланго, эдо и др.), ритуальные тотемические пляски (у тсвана, суто, бамбара и др.); распространено почитание определённых видов животных (которым, вероятно, ранее поклонялись как тотемам): питонов (у ашанти, фон, луо), леопардов и львов (у йоруба, конго, луба, ланго, фон), крокодилов (у догон, сонгай, бамбара, ашанти) и др.
У большинства африканских народов распространён культ предков (возникший позднее тотемизма): почитаются предки (духи предков) семьи, рода, племени. В число сакрализованных включаются обладавшие высоким социальным статусом главы семейств, вожди родов, племён, жрецы и т. п. Культ предков отражает значительную роль в африканских геронтократических традиционных обществах стариков, патриархов семьи, рода хранителей традиций, знаний, коллективного опыта. В Р. а. т. духам предков отводится роль связующего звена между конкретной социальной группой и потусторонним миром. Распространено представление о возвращении духов предков в мир живых, о поселении их неподалёку от деревни; умерших предков продолжают считать членами общины, которые помогают сородичам, наказывают их при нарушении обычаев, кровнородственных обязательств и т. п. Предков почитают преимущественно по мужской линии, у ряда этносов (ашанти и др.) по женской, некоторые народы (гереро, тсонга и др.) чтят предков и по мужской, и по женской линии.
Согласно традиционным религиозным представлениям, на высшей иерархической ступени давно умершие предки (более близкие к «эпохе первотворения»), основатели родов, однако, как правило, моления и обряды относятся к ещё не забытым предкам, скончавшимся относительно недавно. Формы почитания предков у африканских народов различны. Бамбара, считавшие воплощением духов предков столбы, которые подпирают крыши домов глав семейств, обмазывали их маслом (чтобы влить новые силы), ежегодно совершали около них жертвоприношения. У конго обряды, связанные с культом предков, совершались на местах погребений. Но центром культа предков всего рода был «дом бакулу» хижина в главном селении рода, в ней постоянно поддерживался огонь, хранилась корзина с реликвиями (волосы, ногти, фаланги пальцев умерших жрецов культа предков), культом предков ведал особый жрец. У ашанти центром почитания предков был «дом скамеек». Каждый ашанти имел особую, табуированную скамейку, в которую, как считалось, после его смерти переселялась его душа; скамейки предков умерших вождей торжественно переносились в «дом скамеек».
С развитием социальных отношений, возникновением в Африке раннегосударственных образований связан политеизм. Наряду с бесчисленными духами появляются могущественные божества, обладавшие личными именами, обликом (часто антропоморфным), характерными индивидуальными чертами, более отчётливо выраженными функциями. Как правило, культ верховных богов отсутствует (среди исключений культы Нгаи у кикуйю, Ньяме у ашанти, Амма у догон). Для, Р. а. т. африканских раннегосударственных образований (Йоруба государства, Луба, Лунда, Лоанго, Бенин, Уньоро, Ашанти конфедерация, Буганда и др.) характерно обожествление правителей, которые считались потомками и воплощением мифических первопредков: у шиллук Ньиканга, у ганда Кинту и т. п. Обожествлённые предки правителей часто наделялись именами архаических богов, отождествлялись с ними. Во многих «исторических» преданиях йоруба первым правителем Ифе являлось божество Одудува, правителем Ойо Ораньян. Обожествлялись и здравствующие правители. Их воцарение сопровождалось ритуалами, целью которых было сообщить ему божественную силу (например, у шиллук на трон помещали фетиш, именовавшийся Ньикангом, закалывали жертвенного быка, а затем, убрав фетиш, сажали на трон нового правителя). Обожествлённые правители окружались многочисленными табу (у лунда им нельзя было касаться земли, никто не должен был видеть, как они едят, пьют; у ньоро, бини правителям разрешалось говорить только ночью и т. п.).
Важное место в отправлении культа занимали жертвоприношения. Приносили в святилища предков, духов, божеств орехи кола, варёную кукурузу, бобы, другую растительную пищу; практиковали возлияние водой, маслом, спиртными напитками; убивали животных (козы, овцы, собаки, реже быки, коровы; нередко тому или иному конкретному ритуалу должен был соответствовать определённый цвет жертвенного животного белый, чёрный, пятнистый и т. п.). Во многих раннегосударственных образованиях (у ашанти, в Буганде, в Бенине) совершалось ритуальное умерщвление людей. Жертвоприношения совершались не только ради умилостивления обожествлённых предков, богов, но им приписывалось и магическое значение.
Магия в верованиях африканских народов основана на вере в возможность использовать мнимую сверхъестественную силу тех или иных существ, телодвижений, жестов, словесных формул-заклинаний для ограждения от опасности, обеспечения удачи, нанесения вреда врагу и т. п. Многие магические обряды построены на принципе имитации, уподобления. Например, шиллук при обряде вызывания дождя заставляли раненого жертвенного быка совершить путь к реке и обратно к месту жертвоприношения (где его убивали), считая, что вслед за этим дождь, подобно крови быка, оросит землю (такой же характер носило жертвоприношение Хейтси Эйбибу у готтентотов). Перед началом охоты ланго, луо прибегали к магическому ритуалу прокалыванию изображений зверей символическими или настоящими стрелами, копьями, в обрядах вредоносной магии применяли протыкание фигурок. Древние магические обряды основаны на представлении о непрекращающейся взаимосвязи предметов, когда-то находившихся в контакте, либо целого и отделившейся от него части; многие африканские племена полагали, что злокозненный колдун в состоянии оказать непосредственное вредоносное воздействие на человека при наличии его одежды, экскрементов, обрезанных ногтей и волос.
Магическое значение придавалось и молитвам-заклинаниям, проклятиям; многие африканские племена верили, что мысль, выраженная словами, овеществляется в деле; действенность, сила слова зависит от вложенной в него безликой энергии, главные обладатели которой люди высокого социального статуса (старейшины, вожди, правители, жрецы). Нарушение магико-религиозных запретов, табу, регламентировавших многие стороны жизни африканских народов, могло привести, по их представлению, к смерти человека.
Существенным элементом ритуалов являлась молитва. Коллективные молитвы читались хором, нараспев. В отправлении культа большую роль играли музыка, пение, пляски. Многие музыкальные инструменты имели ритуальный характер (гуделки, трещотки у догон, барабаны у ашанти и др.). Музыка, сакральные танцы во время ритуала создавали атмосферу всеобщего единения, вызывали у участников религиозную экзальтацию.
Религиозные ритуалы были связаны со всеми значительными этапами жизни, с производственной деятельностью человека, коллектива. Сезонные ритуалы посвящались перемене климатического цикла, началу посева, жатвы, передвижению с зимних пастбищ на летние и др. Ритуалы бедствия были направлены на изгнание или умилостивление сверхъестественных сил, навлёкших, по поверьям, болезни, неудачи на жителей деревни и т. п. Одно из центральных мест в жизни африканских традиционных обществ занимали инициации.
В родо-племенных обществах отправлением культа часто ведали старики, старейшины. В процессе разложения родо-племенного строя возникли культовые объединения, основанные в первую очередь по принципу пола, возраста, тайные общества или тайные союзы (их организация, символика были тайной для непосвящённых). Членами тайных союзов, как правило, могли стать люди, достигшие половой зрелости, прошедшие обряды инициации (посвящение в союз требовало дополнительных обрядов типа инициации). Тайные общества включали по преимуществу лишь мужчин, однако существовали и женские тайные общества (у кпелле Санде, у конго Нкамба и др.); редко встречались смешанные союзы (Оконго в Нигерии). С классовым расслоением, возникновением раннегосударственных образований тайные союзы превратились в замкнутые иерархические организации; они подразделялись на 610 ступеней-рангов, Уплата денежных взносов (особенно высоких для принадлежавших к высшим рангам) делала тайные общества доступными лишь знатным и богатым. Изменились цели союзов, помимо культовых функций они стали иметь и важные политические. В Западной и Центральной Африке колониального периода существовало более 100 тайных союзов, имевших ответвления, филиалы. Наиболее влиятельными были Оро, Огбони, Эгунгун у йоруба (Нигерия), Поро и Бунде у темне, менде, сусу, кпеле (Сьера-Леоне, Либерия, Гвинея), Комо у бамбара (Мали). Тайные общества ведали обрядами инициации, церемониями, связанными с началом сева, сбора урожая, похоронами и др. Согласно верованиям африканцев, каждое общество имело своего покровителя духа, обожествлённого предка, божество. В церемониях тайных обществ существенное место отводилось культу масок, считавшихся воплощением божества, духа-покровителя.
С разложением родовой общины, углублением разделения труда и общей социальной дифференциации складывался институт жрецов профессиональных служителей культа. Выделению жречества в особую общественную группу предшествовал у ряда африканских народов, находившихся на стадии перехода от родовой организации к зачаткам государственности, институт вождей-жрецов (великий огун у догон, оль-ойбони у масаи, оркойот у найди и др.); у народов Юго-Восточной (и некоторых народов Северо-Восточной) Африки особым почитанием пользовались «вызыватели дождя», в роли которых нередко выступали вожди племён. В раннегосударственных образованиях (у ашанти, йоруба, в Буганде, в Бенине) жречество превратилось во влиятельную общественную силу. Например, жрецы в Буганде получали от правителей богатые дары, владели рабами, большим количеством скота; оскорбление жрецов (особенно жрецов главных божеств) каралось большим штрафом, порой и смертью. Жрецы прикреплялись к храмам, святилищам, алтарям того или иного духа или божества, пользовались доходами с имущества и земли, принадлежавших храму. Престиж и статус жрецов зависел от места, которое занимали в полидемоническом или политеистическом пантеоне духи, божества, культ которых они поддерживали. У ряда народов (ашанти, азанде и др.) существовала иерархия жрецов. Жрецы руководили обрядами жизненного цикла, инициации и другими религиозными ритуалами, были наделены судебными функциями. Жрецы, особенно верховный жрец, получали от верующих всевозможные подношения. Жрецы часто отличались одеждой, украшениями (у жрецов Шанго красные одежды, ожерелье из красных и чёрных бусин; у жрецов Ньями на груди металлические диски с полумесяцем). Посвящению в жрецы предшествовала длительная подготовка (до 23 лет), обучение всем тайнам ремесла; на это время предписывались уединённый аскетический образ жизни, строгое соблюдение ритуальных установлений, многочисленными табу.
При отправлении культа жрецы ашанти, йоруба и другие впадали в транс «общались» с духами и богами. У эве, фон, шона и других «общение» осуществлялось через медиумов (чаще всего женщин). Слова и действия находящегося в трансе медиума интерпретировал жрец. Культы одержимости наиболее могущественными богами или обожествлёнными предками правителей у шона, каффа и других представляли собой обычно канонизированный спектакль, которым руководил жрец; объективно целью этих центральных культов являлось поддержание структуры власти, общепринятых норм и устоев. Одержимость медиумов периферийными, второстепенными божествами и духами не контролировалась жрецами; через периферийные культы (поскольку медиумы не несут ответственности за сказанное и содеянное ими в состоянии транса) просачивались новые взгляды и веяния в консервативные традиционные общества.
Большую роль среди служителей культа в Р. а. т. играли гадатели, в функции которых входило определение воли богов, причины несчастий, предсказание будущего, разгадывание снов, советы, как вести себя в той или иной ситуации. Гадали по полоскам кожи, костям, внутренностям жертвенных животных, крикам, полётам птиц. У ашанти, зулу, масаи и других гадатель занимался предсказанием в состоянии транса. У йоруба, у которых существовала сложная система гаданий с помощью кокосовых орехов, жрецы Ифа (божество гадания) считались важнейшими среди других жрецов, ни одно серьёзное решение не принималось без их совета (ту же роль у фон играли жрецы Фа). У многих африканских народов жреческая прослойка сохранилась по настоящее время, не утратили влияния и гадатели.
К служителям культа примыкают знахари, сочетающие магические приёмы с выработанными за многие века методами народной медицины. Согласно традиционным представлениям многих африканских народов, болезнь может быть вызвана вселившимся в человека злым духом. Считалось, что знахарь, прибегая к заклинаниям, колдовским снадобьям, магическим действиям, изгоняет его из человека.
Важной функцией всех служителей культа, тайных обществ являлось выявление злокозненных колдунов (ведунов) и защита людей от их зловредного воздействия. По поверьям, распространённым среди африканских народов, ведуны, являясь людьми, одновременно принадлежат к миру умерших, духов, враждебных человеку (согласно мифологическим представлениям, они в какой-то мере антиподы людей: действуют ночью, невидимы, летают, двигаются пятками вперёд, перевёрнуты с ног на голову и т. п.). Первоначально в ведовстве обвинялись нарушители кровнородственных обязательств, противопоставлявшие себя обществу, позднее с усилением дифференциации в коллективах обвинения в ведовстве стали мощным средством межгрупповой борьбы за власть, имущество, влияние, позволяли расправляться с личными врагами.
В современной Африке, несмотря на укрепление позиций ислама и христианства, с одной стороны, на усиливающуюся секуляризацию с другой, Р. а. т. продолжают оказывать влияние на широкие массы людей. Согласно приблизительным статистическим данным (1980), Р. а. т. придерживаются более 100 млн. человек. Больше всего приверженцев Р. а. т. в численном выражении в Нигерии, в процентном (79%) в Либерии.
Литература:
Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964;
Иорданский В. Б., Хаос и гармония, М., 1982;
Шпажников Г. Д., Религии стран Африки. Справочник, 2 изд, М., 1981;
Токарев С. А., Религии в истории народов мира, 3 изд., М., 1976;
ПБитек О., Африканские традиционные религии, [пер. с англ.], М., 1979;
Дэвидсон В., Африканцы. Введение в историю культуры, пер, с англ., М., 1975;
Оля Б., Боги Тропической Африки, пер. с франц., М., 1976;
Тернбул К. М., Человек а Африке, пер. с англ., М., 1981;
Фрэзер Д. Д., Золотая ветвь. Исследование магии и религии, [пер. с англ.]. 2 изд., М., 1986;
Idowu E. B., African traditional religion: a definition, N. Y., 1975;
Fredrich A., Afrlkanlsche Prtestertümer, Stuttg., 1939;
King N. Q., Religions of Africa, N. Y., 1970;
Spirit mediumship and society in Africa, L., 1969.К. А. Мелик-Симонян.
Ритуальный танец колдунов.
Нигер.
Ритуальный танец бамбара, призванный обеспечить плодородие.
Знахарка у зулу.
Колдун.
Камерун.
Танец маски «конгоме», воплощающий духа леса.
Сьерра-Леоне.
Ритуальный костюм тайного общества у бамилеке.
Вотивная статуэтка йоруба, изображающая умершего близнеца, в которую по представлениям йоруба, переселяется половина общей души двойни.
Изготовляется, чтобы сберечь близнеца, оставшегося в живых.
Маска канага у догон.
Шли.
Деревянная маска тайного общества «ндомо» у бамбара.
Мали.
Частная коллекция.
Деревянная культовая скульптура у конго;
часть лица от носа до лба закрыта маской.
Часть алтаря в святилище обожествленных предков правителей Бенина.
Деревянная маска тайного общества «бунду» у менде.
Сьерра-Леоне.
Предок.
Культовая скульптура у бамбара.
Мали.
Музей Филадельфийского университета.
Культ божества йоруба Шанго (представлен ритуальным топором).
Фетиш.
Обожествленный предок.
Камерун.
Деревянная раскрашенная маска у сенуфо (Кот-Дивуар).
Используется в обряде изгнания из деревни злокозненных колдунов.
В пасть маски нередко вкладывают тлеющие угольки (ее название «выплевывающая огонь»).
Гадательные кости (каждая представляет определенного духа).
Колдун, бросив кости на специальную дощечку, по их расположению распознает настроение духов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.