- неоколониализм
неоколониали́зм в Африке, система неравноправных экономических и политических отношений, навязываемая империализмом странам, освободившимся от колониального господства и вступившим на путь самостоятельного развития. Империалистические державы пытаются использовать Н. в тех же целях, что и «классический» колониальный режим. «Проводя политику Н., отмечается в Программе КПСС (новая редакция), империализм стремится выхолостить завоёванный молодыми государствами суверенитет, сохранить и даже усилить контроль над ними». Как явление международное, Н. выступает в «коллективной» форме, отражая совпадение классовых интересов монополистической буржуазии. Применительно к отдельным империалистическим государствам Н. сочетается с конкурентной борьбой основных центров межимпериалистического соперничества за рынки сбыта, сферы приложения капитала, источники сырья. Для бывших метрополий он стал средством удержать привилегии рухнувшей колониальной системы, а для США, ФРГ, Японии орудием экспансии в новые регионы. Наряду с экономикой и политикой Н. распространяется и на отношения империалистических государств с освободившимися странами в сфере идеологии, культуры, науки, информации, военных связей.
Н. постоянно эволюционирует вследствие тех процессов и изменений, которым подвергается империализм в условиях сужения сферы его господства, углубления общего кризиса капитализма. Так, империализму с помощью Н. не удалось предотвратить повышение роли освободившихся стран в мировых делах. Эти страны занимают всё более самостоятельные позиции по основным проблемам международной жизни, начинают оказывать на империализм значительное давление через ООН, движение неприсоединения, в рамках различных объединений стран, на международных форумах, развёртывают борьбу за подлинный политический суверенитет, экономическую самостоятельность, равноправие в международных экономических отношениях. Потерпели неудачу и попытки Н. воспрепятствовать появлению в Африке стран социалистической ориентации, всё более широкому распространению на бывшей колониальной периферии идей социализма, укреплению сотрудничества освободившихся стран с СССР и другими социалистическими государствами.
Для Н. 60-хпервой половины 70-х гг. было характерно применение прежде всего «косвенных», «утончённых» методов сохранения зависимого и эксплуатируемого положения освободившихся стран в мировом капиталистическом хозяйстве, подчинения их политическому влиянию империализма, его контролю. С конца 70-х гг. и особенно в 80-е гг. Н. практически сбросил камуфляж. Полностью определилась и основная стратегическая цель Н. закрепить освободившиеся страны в рамках мирового капиталистического хозяйства в качестве «производственного придатка», возвратить их в политическую систему империализма. Достижение этой цели призвано способствовать решению главных задач Н. на современном этапе: усилить экономическую эксплуатацию этих стран, установив контроль над всеми сферами их хозяйственной, социальной и политической жизни, взимая многомиллиардную дань, ослабить за их счёт кризисные потрясения капитализма; использовать их территории в военных планах, в качестве плацдармов глобальной агрессивной стратегии. Международный империализм ищет в Н. возможности продлить своё существование, реализовать свои классовые интересы борьбы против мирового социализма, национального освобождения народов. Для осуществления экспансии в освободившиеся страны всё шире используются сила и угроза силой, диктат, подрывная деятельность, которые возведены в ранг государственной политики. Это нашло своё выражение в поддержке контрреволюционных сил в суверенных государствах (в Анголе, Мозамбике и др.), стимулировании там сепаратистских тенденций, установлении прямых контактов с главарями антинародных движений и др.
Н. в области информации проявляется в насаждении теорий, пропагандирующих капитализм, попытках подрыва сотрудничества освободившихся стран с мировым социализмом, распространении мифа о «советской военной угрозе» для оправдания гонки вооружений и вмешательства во внутренние дела молодых государств. Нежелание признать за освободившимися странами право самостоятельно определять пути своего развития, выбор общественного строя объясняется необходимостью защиты «прав человека».
На Африканском континенте отчётливо проявляются политические и военные аспекты Н. Навязывая отдельным странам военно-политические соглашения, пытаясь вовлечь их в милитаристскую орбиту, империалистические государства, и прежде всего США, заметно увеличили своё военное присутствие, особенно в Северной, Восточной и Южной Африке. В этих районах военные базы, аэродромы (свыше 15 в Египте, Кении, Сомали, Марокко) практически превращены в транзитные опорные пункты для переброски из США «сил быстрого развёртывания». Модернизированные военные базы на территории ЮАР и Намибии используются для обслуживания военно-морских сил стран НАТО в южной части Индийского и Атлантического океанов, а также предназначены для обеспечения возможных военных операций против стран Тропической Африки. Проведение крупных военных учений на территориях отдельных стран позволяет систематически направлять в эти районы вооруженные силы, осваивать «театры» возможных карательных операций против национально-освободительных движений. Эту же цель преследуют попытки США втянуть ряд государств Восточной и Северной Африки в так называемые коалиционные «связи» (по существу, политические альянсы). В Западной и Центральной Африке Франция пытается создать региональные военные союзы на базе некоторых экономических организаций, а на основе военных соглашений с отдельными странами содержит там постоянные воинские контингенты.
В 80-е гг. Н. проявляется также в навязывании освободившимся странам гонки вооружений с целью вовлечения их в систему долговременной военно-технической зависимости. Подготовка местных специалистов, обучение офицерского состава используются империализмом для создания социальной опоры в вооруженных силах африканских стран.
Основой экономической экспансии Н. являются различные формы экспорта капитала. Взяв курс на стимулирование частного предпринимательства в освободившихся странах и на налаживание «сотрудничества» с ними Транснациональные корпорации, империалистические державы рассчитывают таким образом навязать этим странам капиталистический путь развития, создать в них социальную опору Н. На континенте действует около 5 тыс. филиалов корпораций, в том числе: английских 1933, французских 872, американских 765, западногерманских 220 и голландских 220 (начало 80-х гг.). Охватывая африканские страны разветвлённой сетью филиалов и контролируя значительную часть их природных ресурсов, с одной стороны, сосредоточивая в своих руках капиталы и технологию, необходимые для экономического развития, с другой, Транснациональные корпорации стали главной формой деятельности монополистического капитала в этих странах. Общий объём прямых частных иностранных инвестиций в Африке превысил 17 млрд. долл. в конце 1985 против 9,4 млрд. долл. в 1971.
Крупными странами экспортёрами частного капитала являются бывшие метрополии. Доля Великобритании в общей сумме иностранных инвестиций в Гамбии 87%, Сьерра-Леоне 84,4%; Франции в Нигере 95,7%, Сенегале 87,4%; Бельгии в Заире 87,8%, Руанде 86,8%. Усиливается экспансия корпораций ФРГ, которые увеличивают свои инвестиции главным образом в африканские страны члены ОПЕК. Итальянские корпорации расширяют своё экономическое проникновение в Камерун, Мали и особенно в Нигерию. Обеспечению стратегических интересов монополистического капитала стран членов ЕЭС способствуют Ломейские конвенции. Растут инвестиции монополий США, выступающих в современных условиях как главная и направляющая сила Н. на континенте. За 197083 они увеличились с 0,6 млрд. до 5,2 млрд. долл., при этом основная сумма инвестиций приходится на нефтедобывающую промышленность (около 70% в конце 1983).
При помощи разносторонней системы неравноправных производственных связей, отражающих экономическую и технологическую отсталость африканских стран, Транснациональные корпорации обволакивают их новыми путами зависимости. Формы деятельности иностранного капитала многообразны. Это филиалы и дочерние предприятия с преобладающим влиянием иностранного капитала, смешанные компании с участием местного частного и государственного капитала, контракты на обслуживание, управление, геологоразведочные работы, соглашения о разделе выпускаемой продукции. К современным формам проникновения монополистического капитала относится и использование Транснациональными корпорациями в своих интересах таких объективных социально-экономических процессов в африканских странах, как индустриализация и экономическая интеграция. Так, понижение тарифных барьеров и ослабление валютных ограничений в рамках региональных объединений используются Транснациональными корпорациями для создания в странах участницах этих объединений экспортных отраслей, ориентированных на мировые рынки.
При определении характера, целей и места капиталовложений Транснациональные корпорации руководствуются не потребностями развития национальной экономики африканских стран, а стремлением укрепить свои позиции и увеличить свою долю в извлекаемой от эксплуатации африканских народов прибыли. Корпорации концентрируют свои инвестиции преимущественно в странах с ёмким внутренним рынком, богатыми природными ресурсами, выгодным географическим положением и благоприятным инвестиционным климатом. В то же время они сознательно обходят группу наименее развитых стран, испытывающих наибольшую потребность в иностранном капитале и технологии (так, на начале 1984 около 62% прямых инвестиций американских Транснациональных корпораций было вложено в 6 из 51 страны Африки). Тем самым Транснациональные корпорации обостряют неравномерность экономического развития африканских стран и способствуют усилению их дифференциации.
Характерным направлением инвестиционной политики Транснациональных корпораций стал перенос в страны континента трудоёмких, материалоёмких и экологически вредных производств, что обусловливается, в частности, низкой стоимостью местной рабочей силы, наличием богатых полезных ископаемых, отсутствием в этих странах законов об охране окружающей среды. Созданные иностранным капиталом предприятия по выпуску радиоэлектронного оборудования, химической продукции, первичной обработке сырья, как правило, не имеют полного производственного цикла и зависят от предприятий на Западе. Всё это способствует формированию в Африке такой отраслевой структуры современного материального производства, которая полностью зависит от условий и динамики воспроизводства государственно-монополистического капитала в центрах мирового капиталистического хозяйства и превращает экономику стран континента в промышленно-сырьевой придаток империалистических государств.
Важное место в системе Н. занимает государственная «помощь», несмотря на относительное сокращение её доли в общем притоке финансовых средств из империалистических держав в Африку: в 60-е гг. на долю государственных средств приходилось до 70% всего вывоза капитала, а в начале 80-х гг. до 34%. Помощь государств Запада в рамках Организации экономического сотрудничества и развития африканским странам в 1982 составила 9,2 млрд. долл. Государственная «помощь» рассматривается странами Запада, с одной стороны, как средство контроля за направлением социально-экономического развития африканских стран, с другой как механизм обеспечения своих интересов на континенте. Она призвана создавать благоприятные условия для деятельности Транснациональных корпораций, поощрять капиталистическое предпринимательство, способствовать достижению общих целей политики Н. Одновременно помощь западноевропейских государств носит избирательный характер. Так, к началу 80-х гг. около 80% финансовых средств, отпущенных Францией и Великобританией на «помощь» африканским странам, поступало в страны «зоны франка» и Содружества (британское). О неоколониалистском характере «помощи» свидетельствует и её отраслевая структура. Из общего объёма «помощи» странам Африки в 1982 только 28% пришлось на развитие промышленности и сельского хозяйства.
Программы экономической «помощи» способствуют непосредственному увеличению прибылей Транснациональной корпорации, поскольку подавляющая часть «помощи» стран Запада (7075%) предоставляется при условии её расходования для покупок у них определённых товаров, что даёт возможность искусственно завышать цены. Кроме того, страна-получатель вынуждена покупать только производимое в стране-кредиторе оборудование независимо от его качественных характеристик. Нередко «помощь» обусловливается обеспечением различных льгот Транснациональным корпорациям, предоставлением концессий, навязыванием контрактов с фирмами страны-кредитора.
Экономическая «помощь» используется империалистическими государствами и для активного политического давления на молодые государства Африки, для дестабилизации прогрессивных правительств и подрыва проводимой многими из них независимой политики. По политическим мотивам США в 1981 приостановили льготные продовольственные поставки Мозамбику, в 1982 резко уменьшили экономическую «помощь» Эфиопии, в 1983 Зимбабве и Мадагаскару. Начиная с середины 80-х гг. неоколониалистские силы, играя на серьёзных затруднениях в сельском хозяйстве африканских стран, стали широко использовать продовольственную помощь для вмешательства во внутренние дела этих стран (Эфиопия, Судан, Мозамбик, Кения, Нигер и др.).
Основная часть «помощи» предоставляется на двусторонней основе. Однако с конца 70-х гг. растёт удельный вес многосторонней «помощи» с участием таких международных организаций, как Международный банк реконструкции и развития, МАР, МВФ и др., что свидетельствует об усилении «коллективного» характера Н. Новым направлением в стратегии Н. в 80-е гг. становится сокращение ассигнований империалистических государств международным организациям, оказывающим «помощь» на льготных условиях, при одновременном увеличении размеров ассигнований тем организациям, которые предоставляют «помощь» на жёстких коммерческих условиях. В результате такой политики «помощь» МАР странам Африки за 197683 увеличилась с 0,5 млрд. до 1,2 млрд. долл., то есть только в 2,4 раза, а объём кредитов, предоставленных МВФ этим странам, за тот же период возрос с 0,5 млрд. до 2,1 млрд. долл., то есть в 4,2 раза. Предоставление кредитов МВФ сопровождается требованиями, затрагивающими бюджетную, денежно-кредитную и внешнеторговую политику освободившихся стран (ограничение заработной платы трудящихся, повышение цен на товары широкого потребления, свёртывание деятельности государственного сектора, повышение налогов, девальвация национальной валюты и др.). Выполнение этих требований приводит к снижению темпов экономического роста страны-заёмщика, сокращению объёма внутреннего производства, однобокому развитию экспортных отраслей, увеличению безработицы, то есть не только не разрешает тяжёлые социально-экономические проблемы африканских стран, но и усугубляет их.
Неоколониалистские черты присущи и внешней торговле между развитыми капиталистическими и освободившимися странами. Основными торговыми партнёрами последних являются империалистические государства: в 1982 на них приходилось 86,1% экспорта и 77,6% импорта африканских стран. Сохраняется колониальная структура торговли: в 1982 минеральное сырьё и топливо составляли более 70% всего африканского экспорта, а основными статьями африканского импорта были машины и оборудование (63,8%), продовольствие (15,1%), топливо (8,6%), сырьё (4,1%). Корпорации империалистических держав, контролирующие эту торговлю, проводят курс на снижение цен на импортируемое сырьё, в то же время систематически повышая мировые цены на экспортируемые ими готовые промышленные изделия. Вследствие ухудшающихся условий торговли (соотношение экспортных и импортных цен) страны Африки несут огромные потери. За период 197382 их экспортные доходы сократились на 20%. Ущерб африканским странам наносят и различные дискриминационные меры империалистических держав, в частности протекционистские меры (тарифные ограничения, количественное лимитирование ввоза, антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.), санкции, эмбарго и т. д., в результате чего ежегодные потери этих стран достигают 6 млрд. долларов. Неоколониалистская политика приводит к тому, что, несмотря на растущий внешнеторговый оборот стран Африки и рост их экспорта, удельный вес этих стран в мировой капиталистической торговле снижается: с 4,6% в 1980 до 3,9 в 1983.
Активизируется научно-техническая экспансия, осуществляемая империалистическим государством (предоставление технической помощи) и частным капиталом (продажа машин и оборудования, патентов, лицензий, товарных знаков, использование консультативных и управленческих услуг). Негативные последствия научно-технической экспансии проявляются в формировании индустриальной специализации стран региона в соответствии с интересами монополистического капитала, в создании технологической зависимости, которая ставит эти страны в положение младшего партнёра в глобальной научно-технической политике Запада.
Неравноправное положение стран Африки в мировом капиталистическом хозяйстве, возрастание масштабов неоколониальной эксплуатации приводят к постоянному увеличению их потерь во внешнеэкономическом обмене, к оттоку значительной части их национального дохода в империалистические государства. Совокупный дефицит платёжных балансов африканских стран по текущим операциям достиг 13,5 млрд. долл. в 1983 против 11 млрд. в 1980. Выравнивание платёжного баланса осуществляется за счёт использования золотовалютных резервов (в 1983 они уменьшились по сравнению с 1980 почти в два раза) или заёмных средств, что ведёт к резкому увеличению внешнего долга (с 20 млрд. долл. в 1975 до 170 млрд. в 1985). На погашение задолженности страны региона тратили 25% своих экспортных поступлений в 1983 против 14% в 1973. В ряде стран выплаты в обслуживание долга достигли таких размеров, что их правительства оказываются неспособными выполнить свои обязательства (Марокко, Заир, Судан и др.). Громадная внешняя задолженность препятствует освобождению африканских стран от навязанной им неоколониальной системы зависимости.
Стремясь покончить с неравноправным положением в мировом капиталистическом хозяйстве, молодые государства Африки ведут борьбу за перестройку международных экономических отношений на справедливой, демократической основе. Эта борьба принимает различные формы: национализация собственности иностранного капитала, ограничение его деятельности, регламентация приобретения и освоения иностранных технологий, осуществление национального суверенитета над своими природными ресурсами и др. Ряд стран континента избрал путь социалистической ориентации, открывающий им перспективу освобождения от Н. В борьбе за экономическую независимость африканские страны опираются на всестороннюю поддержку СССР и других стран социалистического содружества (см. также Общий обзор, Экономический очерк; ст. Монополии капиталистические).
Литература:
Неоколониализм и Африка в 70-х гг., М. София, 1975;
Внешняя политика стран Африки, М., 1981;
Белый дом и черный континент, М., 1984;
Громыко Ан. А., Внешняя экспансия капитала. История и современность, М., 1982;
Гончаров Л. В., Экспорт капитала в развивающиеся страны Африки, М., 1975;
Очков М. С., Научно-техническая революция и современные формы неоколониализма в Африке, М., 1980;
Тарабрин Е. А., Стратегия и тактика неоколониализма Англии, М., 1969;
Зименков Р. И., Американский неоколониализм на современном этапе, М., 1985;
Вахрушев В. В., Национально-освободительное движение против неоколониализма, М., 1986;
Survey of economic and social conditions in Africa, 19821983, N. Y., 1984;
Transnational corporations in world development, Third survey, N. Y., 1983;
Survey of Current Business, Wash., 1973, v. 53, № 8;
Survey of Current Business, Wash., 1984, v. 64;
The World bank Annual report 1984, Wash., 1984;
International monetary fund annual report 1984, Wash., 1984.Е. А. Тарабрин, Р. И. Зименков.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.