негритюд

негритюд

негритю́д, идеологическая концепция буржуазно-националистического толка, абсолютизирующая особенности негроидной расы, противопоставляющая её другим расам. Сформулирована в начале 1930-х гг. Л. Сенгором и вест-индскими неграми Э. Сезером и Л. Дама.

Н. провозгласил единство и самобытность негро-африканской культуры, необходимость обращения к её истокам и сохранения её культурных ценностей. Основными тезисами Н. служат утверждения об исключительности и неповторимости негро-африканской цивилизации, её своеобразии и единстве, особом психологическом складе «негрской души», необъяснимых с позиций рационализма или материализма. Сторонники Н. утверждают особую роль негроидных народов в духовном развитии человечества, в возрождении единства человека и окружающего мира. В их положениях содержатся гиперболизация роли культурного начала, обусловленного биогенетическими признаками, внеисторичность и внеклассовость подхода к культурно-историческим процессам.

Правые идеологи Н. выдвигают идею расово-обусловленной личности африканца, которая в противопоставление личности европейца наделяется своеобразием индивидуального опыта, моральных установок, самосознания. Сенгор определял Н. как учение о совокупности культурных ценностей негро-африканского мира.

Первоначально Н. отражал реакцию негро-африканских народов на колониальное угнетение и расовую дискриминацию, стремление этих народов возродить свою поруганную культуру и человеческое достоинство. Одновременно Н. был своеобразным протестом против европоцентристских теорий, отдававших Европе приоритет в создании духовных ценностей. На этом этапе для Н. характерно стремление освободиться от «наваждения европейской культуры» как реакция на политику обезличивания африканских народов. Ликвидация приниженного и угнетённого положения африканцев достигается путём пробуждения их самосознания, утверждения непреходящих ценностей африканской культуры. По словам Сенгора, «гордость за свою расу — вот первое условие негритюда». Н. объективно выражал протест против системы колониализма.

Однако уже в 30-е гг. в Н. наряду с элементами демократическими отчётливо проступали буржуазно-националистические (понятие об «африканской душе», африканской исключительности концепция).

Во второй половине 40-х—начале 60-х гг. Н. постепенно стал утрачивать бунтарские, полемические начала, превратился в форму эстетического любования фольклорными и религиозными образами. В нём всё более усиливались мотивы иррациональной эмоциональности, а также мотивы расовой исключительности. Тезис Н. о необходимости обособления африканской культуры использовался крайне националистическими силами для дискредитации европеоидной расы в целом. Попутно отрицался научный социализм как «творение белой расы», расовое сознание Н. противопоставлялось классовому. В Н. усилились элементы «чёрного расизма», проповеди расовой общности африканцев и американских негров.

После завоевания политической независимости в ряде африканских государств идеологи Н. отказываются от полного отрицания западного мира. В этот период особое значение приобретает вопрос о выборе пути развития. Н. превращается в проповедь капиталистического пути развития и увековечения системы социальной несправедливости. Цель уничтожения классового неравенства подменяется задачей уничтожения неравенства между «бедными и богатыми» нациями. При этом затушёвывается различие между капиталистическими и социалистическими странами. Отмечается стремление превратить Н. в общеконтинентальное учение. Возникли концепции «африканского социализма», усилилась пропаганда третьего («среднего между капитализмом и коммунизмом») пути, якобы заимствующего всё ценное от каждого из них и отбрасывающего всё неприемлемое для Африки. Сторонники Н. стали активными деятелями Африканского социалистического интернационала. Н. объективно превратился в идеологическую платформу консервативных и националистических кругов.

Н. подвергся резкой критике со стороны прогрессивных политических деятелей Африки, выступающих за тесное сотрудничество Африки со странами других регионов мира, за интернациональную солидарность с рабочим классом, трудящимися бывших метрополий, с социалистическими странами.

Литература:
Ерасов Б. С., Тропическая Африка. Идеология и проблемы культуры, М., 1972;
Летнев А. Б., Общественная мысль в Западной Африке. 1918—1939, М., 1983;
Френкель М. Ю., Африканские истоки теории негритюда, «Народы Азии и Африки», 1979, № 1;
Шабаев Б. А., Эволюция общественно-политических взглядов Леопольда Седара Сенгора (30—70-е годы), в кн.: Антиколониальная борьба и общественная мысль в Тропической и Южной Африке, М., 1983, с. 97—149.
См. также лит. при ст. Сенгор.

М. Ю. Френкель.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "негритюд" в других словарях:

  • НЕГРИТЮД —         (франц. negritude, от negre негр), одна из популистских (см. Популизм) идеологий периода освободит. борьбы в Африке, развитая Сенгором и др. Н. исходит из противопоставления европ. (рационализм, техницизм, индивидуализм, безличность… …   Философская энциклопедия

  • НЕГРИТЮД — [фр. negritude принадлежность к негритянской, чернокожей расе] теория н. концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • негритюд — а, м. négritude f. Негритянская особенность, негритянство. В поэзии конца 20 х и 30 х годов громко зазвучала тема негра, негритянства (négritude) тема Африки. // ВЛ 1961 1 43. || Характерные особенности черной расы (в логико эмоциональной сфере) …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Негритюд — Панафриканизм Общие понятия Кваанза Маафа Негроидная раса Африканская философия …   Википедия

  • НЕГРИТЮД — (negritude фр. неологизм) культурно философская и идейно политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности черной расы, исходящая из признания неповторимости культуры,… …   Социология: Энциклопедия

  • НЕГРИТЮД — (negritude) культурное и политическое движете, начавшее с 1930 х гг. поощрять развитие гордости и достоинства в отношении наследия негритянских народов посредством нового открытия древних африканских ценностей, образов мышления. Движение… …   Большой толковый социологический словарь

  • НЕГРИТЮД — (франц. négritude, от nègre — негр), концепция национально культурной обособленности, получившая распространение в ряде стран тропической Африки, преимущественно франкоязычных. Возникла как выражение протеста против колониального угнетения и …   Литературный энциклопедический словарь

  • негритюд — м. Философско политическая доктрина, основанная на апологии этнической и культурно исторической общности негроидных народов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • негритюд — негрит юд, а …   Русский орфографический словарь

  • негритюд — а, ч. Концепція, що стверджує ідею про особливий і самостійний духовний, культурний і політичний розвиток африканських народів …   Український тлумачний словник

  • негритюд — іменник чоловічого роду напрям в африканській літературі та філософії …   Орфографічний словник української мови


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»