- негритюд
негритю́д, идеологическая концепция буржуазно-националистического толка, абсолютизирующая особенности негроидной расы, противопоставляющая её другим расам. Сформулирована в начале 1930-х гг. Л. Сенгором и вест-индскими неграми Э. Сезером и Л. Дама.
Н. провозгласил единство и самобытность негро-африканской культуры, необходимость обращения к её истокам и сохранения её культурных ценностей. Основными тезисами Н. служат утверждения об исключительности и неповторимости негро-африканской цивилизации, её своеобразии и единстве, особом психологическом складе «негрской души», необъяснимых с позиций рационализма или материализма. Сторонники Н. утверждают особую роль негроидных народов в духовном развитии человечества, в возрождении единства человека и окружающего мира. В их положениях содержатся гиперболизация роли культурного начала, обусловленного биогенетическими признаками, внеисторичность и внеклассовость подхода к культурно-историческим процессам.
Правые идеологи Н. выдвигают идею расово-обусловленной личности африканца, которая в противопоставление личности европейца наделяется своеобразием индивидуального опыта, моральных установок, самосознания. Сенгор определял Н. как учение о совокупности культурных ценностей негро-африканского мира.
Первоначально Н. отражал реакцию негро-африканских народов на колониальное угнетение и расовую дискриминацию, стремление этих народов возродить свою поруганную культуру и человеческое достоинство. Одновременно Н. был своеобразным протестом против европоцентристских теорий, отдававших Европе приоритет в создании духовных ценностей. На этом этапе для Н. характерно стремление освободиться от «наваждения европейской культуры» как реакция на политику обезличивания африканских народов. Ликвидация приниженного и угнетённого положения африканцев достигается путём пробуждения их самосознания, утверждения непреходящих ценностей африканской культуры. По словам Сенгора, «гордость за свою расу вот первое условие негритюда». Н. объективно выражал протест против системы колониализма.
Однако уже в 30-е гг. в Н. наряду с элементами демократическими отчётливо проступали буржуазно-националистические (понятие об «африканской душе», африканской исключительности концепция).
Во второй половине 40-хначале 60-х гг. Н. постепенно стал утрачивать бунтарские, полемические начала, превратился в форму эстетического любования фольклорными и религиозными образами. В нём всё более усиливались мотивы иррациональной эмоциональности, а также мотивы расовой исключительности. Тезис Н. о необходимости обособления африканской культуры использовался крайне националистическими силами для дискредитации европеоидной расы в целом. Попутно отрицался научный социализм как «творение белой расы», расовое сознание Н. противопоставлялось классовому. В Н. усилились элементы «чёрного расизма», проповеди расовой общности африканцев и американских негров.
После завоевания политической независимости в ряде африканских государств идеологи Н. отказываются от полного отрицания западного мира. В этот период особое значение приобретает вопрос о выборе пути развития. Н. превращается в проповедь капиталистического пути развития и увековечения системы социальной несправедливости. Цель уничтожения классового неравенства подменяется задачей уничтожения неравенства между «бедными и богатыми» нациями. При этом затушёвывается различие между капиталистическими и социалистическими странами. Отмечается стремление превратить Н. в общеконтинентальное учение. Возникли концепции «африканского социализма», усилилась пропаганда третьего («среднего между капитализмом и коммунизмом») пути, якобы заимствующего всё ценное от каждого из них и отбрасывающего всё неприемлемое для Африки. Сторонники Н. стали активными деятелями Африканского социалистического интернационала. Н. объективно превратился в идеологическую платформу консервативных и националистических кругов.
Н. подвергся резкой критике со стороны прогрессивных политических деятелей Африки, выступающих за тесное сотрудничество Африки со странами других регионов мира, за интернациональную солидарность с рабочим классом, трудящимися бывших метрополий, с социалистическими странами.
Литература:
Ерасов Б. С., Тропическая Африка. Идеология и проблемы культуры, М., 1972;
Летнев А. Б., Общественная мысль в Западной Африке. 19181939, М., 1983;
Френкель М. Ю., Африканские истоки теории негритюда, «Народы Азии и Африки», 1979, № 1;
Шабаев Б. А., Эволюция общественно-политических взглядов Леопольда Седара Сенгора (3070-е годы), в кн.: Антиколониальная борьба и общественная мысль в Тропической и Южной Африке, М., 1983, с. 97149.
См. также лит. при ст. Сенгор.М. Ю. Френкель.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.