Алжир. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство это:

Алжир. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Наскальные росписи в Тассилин-Аджере.

Наскальные росписи в Тассилин-Аджере.

На территории А. сохранились разновременные мегалитические сооружения (дольмены в селении Рокния в вилайе Гельма). К неолиту восходят уникальные памятники первобытного искусства — наскальные изображения животных, людей, сцен охоты и прочего в горных массивах на юге А. — Тассилин-Аджер, Тассилин-Ахаггар; петроглифы в вилайе Оран. В конце 2-го — 1-м тысячелетии до н. э. в прибрежных районах А. возникли финикийские колонии-города: Картенна (современный Тенес), Икозиум (Алжир), Гиппон, Иол (Шершель). Большое воздействие на искусство древнего А. оказывала художественная культура государства Карфаген. В периоды Нумидийского и Мавретанского царства (III—II вв. до н. э.) формировались многочисленные города, в том числе столицы царств: Цирта (ныне Константина), Иол — Цезарея, развивалось искусство, сочетавшее черты культуры местного населения с пуническими (карфагенскими) и греческими (стелы, фрагменты скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства) элементами. Из архитектурных памятников этого времени сохранились каменные погребальные сооружения: остатки мемориальной башни-мавзолея, известной под арабским названием Сума аль-Круб (близ Константины; середина III — начало II в. до н. э.; квадратный в плане цоколь на ступенчатом основании, с угловыми массивными столбами, возможно, нёс 8-колонную дорическую лоджию со статуями; раскопками открыта подземная погребальная камера с оружием, серебряными украшениями и сосудами); так называемый Медрасен (мавзолей легендарного предка одного из племён Нумидии; между Константиной и Батной; возможно, III в. до н. э.; круглый в плане, сводчатый, с 60 дорическими полуколоннами); знаменитая «Гробница мавретанских царей», известная ранее под названием Кбур ар-Румия — Гробница христианки (между Типасой и Шершелем; II—I вв. до н. э., на квадратной платформе, круглая в плане, сводчатая, с 60 ионическими полуколоннами и внутренней обходной галереей; внутри — плоский рельеф с геральдическим изображением льва и львицы). Включение в состав римских провинций (I в. до н. э.) обусловило развитие искусства А. в русле древнеримской художественной культуры; многочисленные города (Джемила, Тимгад, Типаса, Тебесса, Ламбезис, Константина) сохранили руины храмов, театров, терм, жилых домов с мозаиками, рынков, мостов, акведуков, триумфальных арок. От позднеримского времени и периода византийского владычества дошли остатки христианских базилик (Тебесса), баптистериев (Джемила, Тимгад), крепостей (Тимгад, Тебесса, Сетиф). Из произведений изобразительного искусства римского времени выразительным и динамичным рисунком, красотой и богатством палитры выделяются мозаики; сохранились произведения скульптуры, фрагменты орнаментальной резьбы по камню (архитектурный декор). Известны памятники художественного ремесла: стеклоделия, керамики, ювелирного искусства.

С арабским завоеванием (конец VII в.) и распространением ислама искусство А. сначала претерпевает воздействие культуры Арабского халифата. Влияние восточно-арабского искусства в VIII—IX вв. сказалось в архитектуре Тахерта (ныне Тиарет), в XX в. — Седраты, в XI в. — в городах области Мзаб; возведённые на краю Сахары 5 укреплённых городов с главным городом Гардая сохранили средневековый уклад и образцы средневековой архитектуры, художественного ремёсла. Черты искусства, сложившегося в X в. в столицах Фатимидов Махдии и Сабра-эль-Мансурии, окрашенные местными традициями, претворились в среде автохтонного берберского населения А. в художественных памятниках Ашира и особенно Кала-Бени-Хаммада. С XII в. центром художественной жизни средневекового А. стал Тлемсен. Постепенно под влиянием социально-экономических, политических и этнических факторов, контактов с арабским Востоком и арабской Южной Испанией на территории А. складывается одна из ветвей средневековой арабо-берберской художественной культуры (см. Мавританское искусство). В средневековых городах А. выделяются укреплённое городское ядро — медина, с узкими извилистыми улицами, и цитадель — касба, с дворцом правителя. Разрабатываются местные архитектурные типы мечети, разделённой рядами подковообразных, часто фестончатых арок на поперечные нефы под 2-скатной черепичной крышей на открытых деревянных стропилах (Большие мечети Алжира, Недромы, Тлемсена), минарета в виде квадратной в плане башни с зубчатым парапетом и купольным павильоном вверху (Тлемсен), завия. В архитектурном декоре широко применяются сталактиты, орнаментальная резьба по стуку, дереву (минбар Большой мечети Алжира, XI в.), керамические облицовки. Для минаретов XIII—XIV вв. характерны выложенные кирпичом узоры в виде переплетающихся арочек, изразцовые фризы (минарет Большой мечети Тлемсена, 1236). Во всех видах искусства преимущественное развитие получают орнамент и каллиграфия. В период турецкого господства (XVI — начало XVIII вв.) искусство А. воспринимает многие черты османского зодчества и архитектурного декора (мечети, дворцы и виллы в городах Алжир, Константина и др.). Минареты, в отличие от мечетей, строятся в прежних формах. В декоративно-прикладном искусстве городов (художественной ткани, вышивки) под влиянием турецкого искусства появляются крупные волнистые цветочные узоры; керамика и художественные изделия из металла продолжают традиции средневекового арабского искусства. Местные традиции сохраняются в художественном творчестве кочевых племён (геометрические орнаменты, характерное сочетание жёлтых и красных тонов). В период колониального господства близ французских фортов развиваются города с регулярной планировкой и застройкой зданиями европейского типа (Сиди-Бель-Аббес). На развитие архитектуры А. XX в. заметное влияние оказали идеи Ле Корбюзье (в 1930-е гг. член комиссии по планировке города Алжир), повлиявшие на строительную деятельность в А. французских архитекторов и инженеров П. А. Эмери, Б. Зерфюсса, Л. Микеля и др. Народное жилище сохраняло традиционные черты. В городских домах дворик с галереями и лоджиями замкнут 2—3-этажными помещениями, верхние этажи нависают над улицей на деревянных консолях; в декоре богатых домов — глазурованные керамические облицовки, резной стук. В селениях преобладают дома из камня или глины, с глухими стенами и плоской земляной кровлей; на севере (район Кабилия) — с 2-скатной черепичной крышей; в сахарских районах — с каменными куполами на алебастре. Изобразительное искусство в А. XIX — начала XX вв. было представлено в основном работами французских художников. В 1881 в городе Алжир была основана Национальная школа архитектуры и изящных искусств. В 1920—30-е гг. работали первые живописцы-алжирцы братья Мухаммед и Омар Расим, Темам Ранем.

В независимом А. большое внимание уделяется жилищному и школьному строительству, возведению сооружений, связанных с развитием туризма. В 70-е гг. в сельской местности строятся «социалистические деревни» — типовые посёлки с жилыми домами на 1—2 семьи, школой, почтой, мечетью; в городах и пригородах — туристические и гостиничные комплексы с элементами национальной архитектуры. В 1977 в городе Константина построен университетский комплекс (по проекту бразильского архитектора О. Нимейера). В 1981 состоялся 1-й Национальный конгресс архитекторов. В развитии изобразительного искусства современного А. ведущую роль играет Национальный союз работников изобразительного искусства (НСРИИ), объединяющий в основном молодых художников и скульпторов (в 1982 — 600 членов). Организуются коллективные и персональные выставки, смотры, конкурсы, фестивали пластических искусств с привлечением художников других стран (центр — город Сук-Ахрас). Произведения 70-х — начала 80-х гг. показывают широкое развитие жанров и видов живописи (от миниатюрной, возрождающей средневековые арабские традиции, до монументальной, «авангардистской»). Новый этап в развитии современного искусства А. ознаменовал Учредительный конгресс художников А. в городе Скикда (1976), посвящённый теме «Пластические искусства и освободительная борьба».

Декоративно-прикладное искусство А. XIX—XX вв., как и в средние века, представлено металлическими сосудами с чеканкой и гравировкой, ювелирными изделиями, расписной керамикой, узорными тканями, коврами, вышивкой. В современном А. наряду с традиционным народным творчеством (районы Кабилии и др.) развивается профессиональное декоративно-прикладное искусство. Национальные художественные кадры готовят высшие Школы изящных искусств и декоративного искусства в городе Алжир и Городская школа изящных искусств в Оране.

Т. П. Каптерева.

Вотивные стелы.

Вотивные стелы.
Известняк.
Первые века н. э.
Национальный музей древностей.
Алжир.

Триумфальная арка Траяна в Тимгаде.

Триумфальная арка Траяна в Тимгаде.
II в.

«Венера и морские кентавры».  Мозаика из Тимгада.

«Венера и морские кентавры».
Мозаика из Тимгада.
Первая половина II в.
Музей. Тимгад.

Ламподофор (культовый светильник).

Ламподофор (культовый светильник).
Из Эль-Аснама.
Бронза.
V в.
Эрмитаж.
Ленинград.

Большая мечеть в Алжире.

Большая мечеть в Алжире.
1096—97.
Интерьер.

Мечеть Рыбной ловли в Алжире.

Мечеть Рыбной ловли в Алжире.
1660.

Туристический комплекс Сиди-Фред близ г. Алжир.

Туристический комплекс Сиди-Фред близ г. Алжир.
Один из корпусов.
1970 — начало 1980 гг.

Керамический сосуд с росписью.

Керамический сосуд с росписью.
Из Кабилии.
XX в.

Вышивка шёлком по льняной ткани.

Вышивка шёлком по льняной ткани.
XVII в.
Музей искусства Африки и Океании.
Париж.

Большая мечеть в Тлемсене.

Большая мечеть в Тлемсене.
XII в.
Интерьер молитвенного зала.
Михраб и минбар.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "Алжир. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство" в других словарях:

  • Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Северной Африки — «Одиссей, слушающий пение сирен». Фрагмент мозаики из дома Одиссея и Диониса в Дугге. Тунис. III в. Национальный музей Бардо. Тунис. Первобытное искусство Северной Африки () представлено памятниками , неолитическими мегалитами (дольмены в… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Алжир — Государственный герб и флаг Алжира. Алжир (араб. Эль Джазаир, Аль джазаир), Алжирская Народная Демократическая Республика (араб. Аль Джумхурия аль Джазаирия Демократия аш Шаабия). Общие сведения. А.  государство в Северной Африке, одна из стран …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси)         Узбекистан.          I. Общие сведения          Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Индонезия — Республика Индонезия Republik Indonesia …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»