Алжир. Литература это:

Алжир. Литература

Алжирская литература развивается на арабском, берберском и французском языках.

Ранний период средневековой арабской литературы А. (VIII—XX вв.) изучен очень мало. В IX в. известны выходцы из Тахерта — первые магрибинские поэты, писавшие по-арабски (Бекр ибн Хаммад аз-Зенати и Ахмед ибн Фатх ат-Тахарти).

В XI—XII вв. в составе государства Альморавидов, особенно Альмохадов, А. был вовлечён в процесс общемагрибинского культурного развития. С культом суфийского подвижника Сиди Бу Мадьяна (XII в.) связано становление народной («низовой») суфийской поэзии А., сохраняющей свои традиции (также на берберском языке) и в XX в. Распространение местных суфийских культов породило богатую житийную литературу, включавшую описание святых мест; из наиболее значительных произведений — «Радость нуждающегося» Ибн Кунфуда аль-Кусантини (XIV в.). Светская литература представлена оригинальной антологией «Диван страсти» Ибн Аби Хаджалы (XIV в.).

В историографии общемагрибинским авторитетом пользуется тлемсенец Ибн Марзук (XIV в.). Во 2-й половине XIV в. зайянидский правитель Тлемсена Абу Хамму Муса II, теоретически осмысляя практику государственной жизни своего времени в историко-мемуарном сочинении «Срединная жемчужина ожерелья», изложил взгляды, составляющие оригинальную параллель социологическому учению Ибн Хальдуна.

В условиях упадка классической арабо-мусульманской культуры последним видным представителем средневековой литературы А. был Абу-ль-Аббас аль-Маккари (конец XVI — начало XVII вв.), составитель многотомных историко-филологических сводов, подводящих итог всему развитию средневековой культуры мусульманского Запада.

С XIII—XIV вв. в А. получила известность народная поэзия на арабском народном языке — «аль-мальхун» (или мальхун; сочетание арабского литературного языка с диалектами). Поэзия на мальхуне появилась в XI в., в период вторжения бедуинских племён в Северную Африку. Впервые термин «шиар мальхун» встречается у историка XIII в. Ибн Сайда аль-Магриби, а также у литератора Саад ад-Дина аль-Хилли (1278—1349). Очевидно, формирование литературы на мальхуне происходило прежде всего под воздействием андалусских поэтических и музыкальных традиций в условиях постепенного исчезновения типа придворного панегириста и появления странствующего поэта, находящего заинтересованных слушателей и ценителей среди простого народа и говорящего на доступном для всех жаргоне. В народной поэзии наряду с традиционными мотивами классической арабской поэзии, связанными с восхвалением (мадх), любовной лирикой (газель), сатирой (хиджа), оплакиванием (риса) и другими, встречаются трудовые стихи, героические стихи о подвигах предков, женская, детская поэзия. Сочинения на мальхуне, положенные на музыку, составляют так называемый жанр «шааби».

Из наиболее ранних крупных поэтов на мальхуне — шейх Сиди Ахмед бен Юсуф Рашиди и Лахдар бен Хлуф, мастер мадха (XVI в.). Творчество последнего во многом предопределило основные направления развития народной алжирской поэзии XVII—XVIII вв. В XVIII в. известность приобрели поэты аль-Хадж Мухаммед ибн Мсайеб (его политические песни-плачи о захвате турками Тлемсена призывали к борьбе и к возрождению родного края), Ахмед бен Трики (Ибн Зенгли, автор поэмы «Весна»), Мухаммед бен Сахла, его сын Бумедьен бен Сахла, Али Кур, аль-Арби Бенхаммади, Хабиб бен Геннун и др. Антитурецкие мотивы отразились в стихах поэта конца XIX в. Белькасема ар-Рахмуни.

Национально-освободительная борьба нашла отражение и в поэзии на мальхуне. Поэма шейха Мухаммеда Абд аль-Кадира «Вступление французов в Алжир» являлась образцом политического плача. Он широко распространился в Северной Африке в XIX — начале XX вв. и оказал существенное влияние на развитие различных жанров устного народного творчества в период французской колонизации. Вооружённую борьбу против французов эмира Абд аль-Кадира воспел Тахар бен Хауа. Большое влияние на развитие народной поэзии оказало творчество крупных поэтов XIX в. — Мустафы бен Брахима и активного участника антиколониальных восстаний Мухаммеда Белькаира.

В конце XIX — начале XX вв. произошёл подлинный расцвет героической поэзии, ставшей одним из самых популярных жанров народного творчества: произведения Ембарека бен Летбака, Ахмеда бен Заглуль, Каддура бен Хлифа, шейха Ферраджа и др. Аллегорическая форма критики колониальных порядков с успехом использовалась в сочинениях Мухаммеда аль-Муру и Рашида Ксентини.

После обретения независимости в стране возрос интерес к прошлому, в том числе к поэзии на мальхуне и берберской (главным образом кабильской) словесности А., преимущественно устной, представленной исключительно богатым животным и сказочным эпосом, который рассматривается сегодня как связующее звено между эпическим творчеством древнейшего населения Северной Африки и народов юга Европы. Народная поэзия кабилов известна очень давно, но особое значение получила после подавления Мукрани восстания 1871—1872, когда стихи кабильских поэтов появились в приморских городах А., куда стекались тысячи разорённых крестьян, согнанных со своих земель колонизаторами. Стихи Смаила Азиккива, Моханда Хосина, Моханда Мусы Авагнуна и особенно Си Моханда стали основным выражением национального и патриотического сознания алжирского народа. Си Моханд создал лирическую форму кабильского стиха — исефру, доведя ее до классического совершенства.

М. С. Киктев (литература на арабском и берберском языках), В. С. Скоробогатов (литература на мальхуне).

В начале XX в. возникло движение за обновление арабской культуры, идеологами которого были просветители и реформаторы ислама: А. Бен Бадис, Башир Брахими, Ларби ат-Тбесси и др. Большой вклад в развитие современной арабской культуры внесли алжирские учёные М. Бен Шенеб и аль-Хафнауи, автор труда «Биографии мусульманских учёных Алжира с IV в. хиджры по наши дни» (1909). В 1931 была основана Ассоциация улемов-реформаторов, объединившая большинство арабоязычных литераторов, педагогов и журналистов А. Деятельность ассоциации способствовала развитию национального самосознания алжирцев.

Развивалась драматургия на алжирском диалекте арабского литературного языка (фарс Аллалу и Дахмуна «Проделки Джехи», постановка 1926). Кастовые предрассудки и колониальный гнёт изобличали классики алжирской драматургии Р. Ксентини и М. Бахтарзи. Патриотическая тематика развивалась в творчестве М. аль-Ида, основоположника современной алжирской поэзии на арабском языке, а также в поэтическом творчестве Мухаммеда аль-Лаккани, Ахмеда Катиба, Мухаммеда ас-Сайда аз-Захири, Муфди Закария, автора «Гимна алжирской революции» (1936) и текста национального гимна «Кассаман» (1955).

Национально-освободительная борьба народа А. — ведущая тема алжирской литературы 50—60-х гг.: цикл стихов Абу-ль-Касима Саадаллы («Победа Алжиру!», 1957), драмы Абдаллаха Накли, рассказы Ханафи бен Исы, Т. Ваттара и Фадиля Масуди. А. Рида-Хуху, основоположник жанра рассказа в арабоязычной А. литературе, — автор первого алжирского романа на арабском языке («Девушка из Мекки», 1947), в котором выступил в защиту прав женщины. В 1967 появился роман «Голос любви» Мухаммеда Мани. В творчестве Ахмеда Ашура, Шарифа аль-Хусейни, Зухур аль-Ваниси, Абд аль-Маджида аш-Шафии, Абд аль-Вахида Ибрахима выделяются характерные черты алжирской новеллистики: просветительская критика социальной отсталости, бесправия женщины в арабском мире.

В 70-е гг. происходит подъём алжирской литературы на арабском языке. Для неё характерен интерес к внутренним проблемам страны: романы «Землетрясение» (1974), «Любовь и смерть в «смутное» время» (1978), «Свадьба мула» (1978) Ваттара, «Ветер с юга» (1971), «Конец вчерашнего дня» (1974), «Рождение зари» (1980) А. Бенхедуги и «То, что ветры не смогут унести» (1972) Мухаммеда Арара аль-Али. В поэзии Мухаммеда Лахдара Абд аль-Кадера ас-Саихи (цикл стихов «Песни Ореса»; сборник «Плач без слез», 1980), в творчестве молодого поколения алжирских поэтов и писателей (Мерзак Бекташ, сборник рассказов «Полуденные птицы», 1981; Хелас Джиляли, романы «Буря на море метаморфоз», 1979, «Хроника долины плодородия», 1978, сборник рассказов «Осень горожанина» 1977; Омар Азрадж, сборники стихов «Красота убивает уродство», 1975, «Хранимый тенью», 1981) нашли отражение важные социально-экономические и культурные преобразования в независимом А. В 1982 Р. Буджедра опубликовал роман «Ломка». В 1980 в А. была издана антология «Современная алжирская новелла».

О. Н. Демкина.

Литература на французском языке.
С 1940-50-х гг. развивается алжирская литература на французском языке. Пробуждение национального самосознания выразил в своих произведениях писатель Ж. Амруш (антология «Берберские песни Кабилии», 1939; эпический сказ «Бессмертный Югурта», 1946) и поэты Аит Джафер (поэма «Песня нищих арабов Касбы», 1951), М. Лашраф (сборик стихов «Отбытия», 1952). Появляются реалистические произведения М. Диба (трилогия «Алжир», 1952—57, М. Ферауна (романы «Сын бедняка», 1950; «Земля и кровь», 1953; «Дорога, ведущая в гору», 1957), М. Маммери (романы «Забытый холм», 1952; «Когда спит справедливость», 1955), М. Уари («Зёрнышко в жерновах», 1956). Эмансипации алжирской женщины посвящён роман А. Джебар «Дети нового мира» (1962), воспитанию чувств, драме изгнаннического удела — автобиографические романы М. Таос («Чёрный гиацинт», 1935—39, издание 1947; «Улица тамбуринов», 1960), собирательницы сказок и песен Кабилии (сборник «Волшебное зерно», 1966). Легенда и история, миф и реальность своеобразно претворяются в произведении Я. Катеба (драматическая тетралогия «Кольцо репрессий», 1959; роман «Неджма», 1956). Главная тема творчества М. Хаддада, автора стихов и романов «Последнее впечатление» (1958), «Набережная цветов не отвечает» (1961), — роль алжирской интеллигенции в национально-освободительной борьбе. Поэты Диб, Ж. Сенак, Хаддад, Б. Хальфа, А. Креа в своей лирике выразили духовное мужество и нравственную правоту восставшего народа. Автобиографические книги «Гангрена» (1959) и «Вам рассказывает алжирец» (1960) М. Нуреддина, «Допрос под пыткой» (1958) и «Бойцы в плену» (1961) участника алжирской революции А. Аллега повествуют о пытках во французских тюрьмах во время национально-освободительной войны алжирского народа против французских колонизаторов 1954—62.

Завоевание независимости (1962) открыло новую эпоху в литературе А. В октябре 1963 основан Союз писателей А. Появляются поэтические произведения Н. Тидафи (сборник стихов и поэм «Родина навеки», 1962), А. Греки (сборники политических стихов «Алжир, столица — Алжир», 1963, «Суровые времена», 1966), Креа (сборник стихов «Заговор равных», 1964), Б. Хадж Али («Песни сентябрьских ночей», 1966). Героическое и трагическое прошлое — тема творчества Диба (книга новелл «Талисман», 1966), А. Бензина (документ, книга «Лагерь», 1962; книга очерков «Походный дневник», 1965), Х. Бухазера (документ, книга «Говорит Касба», 1960; повесть «День на ладони», 1967), Салаха Феллаха («Существование за колючей проволокой», 1967). В литературе 60-х гг. выделяются романы Мурада Бурбуна «Гора, поросшая дроком» (1962) и «Муэдзин» (1968), Буджедры «Отвержение» (1969), Джебар «Наивные жаворонки» (1967), историческая повесть Креа «Могила Югурты» (1968). Вершина алжирской реалистической литературы 60-х гг. — роман Маммери об эпохе национально-освободительной войны «Опиум и дубинка» (1965). Сцены провинциальной жизни в канун восстания 1954 реалистически воссозданы в автобиографическом романе Али Бумахди «Деревня лилий» (1970). В 1967 вышла поэтическая антология «Алжирский диван» (составители Ж. Леви-Валенси, Ж. Э. Беншейх), в 1969 (посмертно) — автобиографическая книга «Письма друзьям» Ферауна, книга Маммери о жизни и поэзии Си Моханда. Становление новой алжирской литературы происходит на основе усвоения собственного духовного наследия, опыта всемирной литературы в сложном противоборстве с модернистскими тенденциями — романы Катеба «Звёздный полигон» (1966), Диба «Танец короля» (1968) и Буджедры «Солнечный удар» (1972). Широкую известность приобрёл социально-психологический роман Буджедры «Идеальная топография для типичной агрессии» (1975), в котором разоблачается бездуховность технической цивилизации буржуазного Запада. В 60-70-х гг. в развитии алжирской литературы заметную роль сыграли новеллы Мулуда Ашура (сборник «Оставшийся в живых и другие рассказы», 1971; «Сбор винограда», 1975), Л. Флиси, Дж. Амрани, К. М’Хамсаджи (сборник «Цветы ноября», 1969), Мустафы Туми — составителя антологии алжирской поэзии и прозы «В защиту Африки» (1969), романы Н. Фареса, Айши Лемсин «Хризалида» (1977), Дж. Али Ходжи «Богомол» (1976), Ахмеда Аккаша «Побег» (1973), автобиографическая книга Фатьмы Амруш «История моей жизни» (опубл. 1968), пьесы Мустафы Хасиана («Не смотри на солнце», 1974; «Император и сироты», 1978). На рубеже 60—70-х гг. заметным явлением было поэтическое творчество Диба, Нуреддина Аба (сборники стихов «Священная память загадок», 1963, «Ночная газель», 1979), Хаджа Али, Тидафи, Хаму Бельхальфауи (сборник «Вертикальное солнце», 1970), Ахмеда Азеггаха (сборник стихов «У каждого своё ремесло», 1966), Фарида Атика («Палитра человечества», 1976). В литературу вступило молодое поколение поэтов, которых представил Ж. Сенак в своей «Антологии новой алжирской поэзии» (1971). Заметным явлением в литературе А. конца 70-80-х гг. стали романы Буджедры «1001 год ностальгии» (1979), «Обладатель кубка» (1981), посвящённые проблемам современного А. В 1985 создан Союз журналистов, писателей и переводчиков.

Издано в русском переводе:
Поэты Алжира, М., 1965;
Цветы ноября. [Сборник рассказов], М., 1972;
Алжир, в сборнике: Поэзия Африки, М., 1973;
Утро моего народа. Современная алжирская поэзия, М., 1977;
Земля и кровь. Современная проза Алжира, М., 1983;
Из алжирской поэзии XX в., М., 1984.

В. П. Балашов, Г. Я. Джугашвили.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "Алжир. Литература" в других словарях:

  • Алжир — Государственный герб и флаг Алжира. Алжир (араб. Эль Джазаир, Аль джазаир), Алжирская Народная Демократическая Республика (араб. Аль Джумхурия аль Джазаирия Демократия аш Шаабия). Общие сведения. А.  государство в Северной Африке, одна из стран …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Алжир (государство) — Алжир (по названию г. Алжир, от араб. аль Джезаир ‒ острова), Алжирская Народная Демократическая Республика ‒ АНДР (араб. Аль Джумхурия аль Джезаирия Демократия аш Шаабия; франц. Republique Algerienne Democratique et Populaire). I. Общие сведения …   Большая советская энциклопедия

  • Алжир — 1) Алжирская Народная Демократическая Республика, гос во на С. З. Африки. Названо по крупнейшему городу страны, ее столице Алжир. См. также Африка. 2) столица Алжира. Город основан в X в. на четырех прибрежных о вах и по своему геогр. положению… …   Географическая энциклопедия

  • Алжир (провинция) — Алжир араб. ولاية الجزائ‎‎ Страна Алжир Статус Вилайя Включает 13 округов и 57 муниципалитетов …   Википедия

  • Алжир —         Алжирская Народная Демократическая Республика, государство в Северной Африке. На территории Алжира сохранились разновременные мегалитические сооружения. К неолиту восходят наскальные изображения в Тассилин Аджер, Тассилин Ахаггар. В конце …   Художественная энциклопедия

  • Литература Чада — (фр. Littérature tchadienne)  литература, написанная на территории Чада. Большинство работ были написаны на французском языке, но есть также произведения и на арабском языке. Обзор Литература в стране сильно пострадала от экономических… …   Википедия

  • Литература Нигерии — (англ. Nigerian literature)  литература, написанная на территории Нигерии. Большинство работ были написаны на английском языке. Обзор В Нигерии много талантливых писателей. Многие из них завоевали награды на литературных конкурсах, в… …   Википедия

  • Литература Сенегала — (фр. Littérature sénégalaise)  литература, написанная на территории Сенегала. Большинство работ были написаны на французском языке, но есть также произведения на арабском языке и волоф. Обзор Сенегальская литература известна в мире, в… …   Википедия

  • Алжир — I Алжир (по названию г. Алжир, от араб. аль Джезаир острова)         Алжирская Народная Демократическая Республика АНДР (араб. Аль Джумхурия аль Джезаирия Демократия аш Шаабия; франц. Republique Algerienne Democratique et Populaire).          I.… …   Большая советская энциклопедия

  • Алжир — У этого термина существуют и другие значения, см. Алжир (значения). Алжирская Народная Демократическая Республика الجمهورية الجزائرية الديمقراطية الشعبية (аль Джумхурия аль Джазаирия ад Димукратия аш Шаабия) …   Википедия

Книги

  • Поэзия Африки, . Издание 1973 года. Сохранность хорошая. Вступительная статья Роберта Рождественского, примечания Вл. Чеснокова, Е. Ряузовой, А. Ибрагимова, М. Курганцева, И. Ермакова, Э. Ганкина,… Подробнее  Купить за 260 руб
  • Поэзия Африки, . Вступительная статья Роберта Рождественского, примечания Вл. Чеснокова, Е. Ряузовой, А. Ибрагимова, М. Курганцева, И. Ермакова, Э. Ганкина, заключительная статья В. Мириманова. В настоящее… Подробнее  Купить за 200 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»