- Ливия. Архитектура и изобразительное искусство
Форум в Лептис-Магне.
Фрагмент аркады портика.
Начало III в.На территории Ливии обнаружены восходящие к неолиту наскальные изображения животных, людей, сцен охоты на слонов, бизонов и других зверей: в горах Эль-Увейнат (на юго-востоке), Бен-Гунейма, в уэдах Зигза, Марсит, Масауда, Эль-Аджаль, Бергиг (все — в области Феццан) и др. В 1-м тысячелетии до н. э. на западном побережье, в области Триполитания, финикийцами были основаны города-колонии Лептис (см. Лептис-Магна), Сабрата, Эа (ныне Триполи), раскопки которых открыли немногочисленные памятники финикийского искусства: глиняную скульптуру, расписную черно-лаковую керамику, стеклянные сосуды для благовоний, ожерелья. На восточном побережье Л. (область Киренаика) греки основали Пентаполис (5 городов), включавший Кирену, Барку (современное Эль-Мардж), Геспериды (современное Бенгази), Аполлонию и Толмею (Толмета). В искусстве Киренаики второй половины 1-го тысячелетия до н. э. (руины зданий, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства) отразилось смешанное влияние греческих и сиро-месопотамских художественных традиций. Со II—I вв. до н. э. искусство Л. развивалось в русле культуры Древнего Рима. В городах в первые века нашей эры сложились величественные архитектурные ансамбли, включавшие форумы с комплексами зданий (курии, светские базилики, храмы), театры и амфитеатры, термы, триумфальные арки, мощёные, обстроенные колоннадами магистрали, богатые виллы, жилые дома, укреплённые фермы с внутренними двориками. Особенно крупным размахом строительства и масштабом зданий отличаются римские города Триполитании — Лептис-Магна, где были построены одни из самых больших в Северной Африке терм, и Сабрата, известная своим театром. В зданиях, возведённых в основном из местного камня (песчаник, известняк), для колонн, антаблементов, аркад, тяг широко применялся привозной мрамор или готовые мраморные детали, в перекрытиях — бетон, кирпич. В синтезе с архитектурой развивались скульптура и живопись. Статуи, рельефы, каменная резьба, мозаики и росписи с изображениями мифологических персонажей, сценами охоты, цирковых и театральных представлений, с геометрическими и растительными орнаментальными композициями украшали многие здания (мозаики терм, виллы Нила, виллы Орфея в Лептис-Магне, мозаики и росписи виллы в Элитене). В византийское время римские города, пострадавшие от нашествия вандалов, были частично восстановлены, укреплены стенами и крепостями (Лептис-Магна); возводились христианские базилики, пышно украшенные мозаиками (пол базилики Юстиниана в Сабрате, ныне в Археологическом музее в Сабрате), термы, водопроводы и прочее. Параллельно искусству римских и византийских городов развивалось берберское искусство. После арабского завоевания на основе слияния берберских и привнесённых арабских традиций в Л. формировалась одна из ветвей арабо-берберской художественной культуры. Раскопки открыли памятники архитектуры X в. — часть городских стен и следы 2 крепостей в Медина-Султан, остатки дворца-крепости Фатимидов и Соборной мечети в Адждабии, архитектурные фрагменты с надписями в г. Барка (современное Эль-Мардж, ныне в музее Толметы). Города средневековой Л. — арабские медины с узкими извилистыми улицами, 1—2-этажными глинобитными домами с плоскими крышами и внутренними дворами, с мечетями, минаретами. В середине XVI — начале XVIII вв. строились мечети турецкого типа (ан-Нага в Триполи, Джами аль-Кабир в Бенгази), в XVIII—XIX вв. — купольные с орнаментальной резьбой, росписью и красочными майоликами в интерьере (мечети Ахмеда Караманли и Гурджи в Триполи; в г. Дерна). Мечети берберских селений — крепостного характера, с глухими высокими стенами с зубцами, массивные башни-минареты слегка сужены кверху и имеют конусообразные завершения. В период колониального господства Италии для итальянцев создавались новые европейские кварталы в Триполи, Бенгази. После завоевания независимости строятся школы, госпитали, жилые и административные здания современных типов; реставрируются римские акведуки, цистерны, плотины. Городские дома сохраняют традиционный тип. Поселения берберов имеют кольцевую планировку, с центральной общественной многоярусной кладовой («каср») и плетнёвыми, обмазанными глиной хижинами или глинобитными домами вокруг неё. В 1970-х гг. заметно усилился процесс урбанизации. Народное искусство Л. — ковры с яркими геометрическими узорами, изделия из кожи с тиснёным или вышитым растительным и геометрическим орнаментом, медные сосуды с чеканкой, ювелирные изделия, плетения из пальмовых листьев (циновки, сумки). Развитию профессионального искусства способствуют Школа искусств и художественных ремёсел в Триполи и факультет искусств в университете в Бенгази.
Керамика из Лептис-Магны.
Эллинистический лагин с росписью по белому фону.
Мозаика из виллы Нила в Лептис-Магне.
Конец II начало III вв.
Археологический музей.
Триполи.
«Жертвоприношения».
Рельеф триумфальной арки Септимия Севера в Лептис-Магне, Мрамор.
203.
Керамика из Летис-Магны.
Амфора.
IIIII вв.
Театр в Сабрате.
Конец II в.
Термы у моря в Сабрате.
Женская статуя.
Мрамор.
Римское время.
Цезареум в Кирене.
Римское время.
Руины трехнефной базилики в Аполлонии.
V в.
Колонны из римских храмов.
Серый мрамор.
«Дионис на пантере».
Фреска из римской виллы в Элитене.
Археологический музей.
Триполи.
Строительная надпись почерком «цветущий куфи» из мечети в г. Барка (ныне Эль-Мардж).
Камень.
X в.
Музей Толметы.
Дворец-крепость Фатимидов в Адждабие.
X в.
Фрагмент.
Здание аэропорта в Триполи.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.