- кушитские языки
куши́тские языки́, ветвь афразийских языков. Распространены на северо-востоке и востоке Африки. Общее число говорящих на К. я. около 16 млн. человек (1976, оценка). Среди К. я. традиционно выделяют 5 групп:
1) северо-кушитскую бедауйе язык, или беджа, на юго-востоке Судана и на севере Эфиопии;
2) центрально-кушитскую языки агау (билин, аунги, кемант, хамир, квара) на севере и северо-западе Эфиопии;
3) восточно-кушитскую языки бурджи-сидамо (си-дамо, хадия, камбатта, ал аба, бурджи и др.) на юго-западе Эфиопии; данакильские языки (сахо, афар) на северо-востоке Эфиопии; сомалийские языки (сомали язык, бай-со, бони, рендилле) в Сомали, на востоке Эфиопии и северо-западе Кении; язык оромо, или галла (диалекты тулама, борана, бара-ретта и др.), на юге Эфиопии и севере Кении; языки консо, гидоле, арборе, гелеба (дасанеч), могогодо на юго-западе Эфиопии; варазийские языки (варази, гобезе, цамай и др.) на юго-западе Эфиопии;
4) южно-кушитскую языки ираку (ира-ку, горова, алагва, бурунге) на севере Танзании; араманикские языки (аса-араманик, нгомвиа) на северо-востоке Танзании и, возможно, язык санье (дахало) на востоке Кении;
5) западно-кушитскую, или омотскую, или сидама (в терминологии итальянского лингвиста Э. Черулли), языки арибанна (ари, диме, хамер и др.) к северу от оз. Рудольфа; языки шако, дизи (маджи); каффские (гонга) языки [каффа, моча, бворо (шинаша), анфилло] языки ямма (джанджеро), гимирра в эфиопской провинции Кэфа; языки омето (веламо, кулло, зай-се, баскето и др.) на севере эфиопской провинции Гэму-Гофа.Вопрос о генетической принадлежности к кушитской ветви западных кушитских языков является спорным. Американские учёные Г. Флеминг, М. Л. Бендер и др. выделяют западно-кушитские языки в самостоятельную омотскую, или ари-каффскую, ветвь афразийской семьи. Р. Хецрон (США) рассматривает язык бедауйе как отдельную ветвь этой семьи; он же объединяет южно-кушитскую группу с частью восточно-кушитских языков (оромо, сомали, варази). Учитывая резкие расхождения между отдельными К. я. в лексическом составе (грамматическая разнородность выражена слабее), Бендер вообще ставит под вопрос существование К. я. как генетического целого.
К. я. отличаются богатым консонантизмом. В языках сахо, сомали, оромо сидамо, омето, особенно в билин и каффа, фонологически релевантна геминация согласного. Вокализм в большинстве К. я. включает не менее 5 гласных фонем (i, e, а, о, u), фонологически релевантны (кроме языков агау) две степени долготы гласных. В части К. я. обнаружены фонологические тоны: от двух (билин сахо) до четырёх (оромо, сомали, ираку). Ударение фонологично в бедауйе и сомали.
Для К. я. характерна сложная именная и глагольная морфология. Категория грамматического рода отмечена в языках бедауйе, агавских, ираквских и большинстве восточно-кушитских. Единственное и множественное число существительных противопоставлено морфологически и синтаксически во всех К. я., кроме джанджеро и омето. Имя прилагательное как особая часть речи отмечено лишь в языках бедауйе ираку и в части восточно-кушитских. В части К. я. имеется сложная флективно-суффиксальная падежная система от трёх (в сомали) до двенадцати (в аунги) падежей. В глаголах отмечены 2 типа спряжения: архаичное префиксальное и преобладающее в большинстве языков вторичное суффиксальное спряжение возникшее из аналитических конструкций. Особенно характерна для К. я. категория глагольного падежа (от 3 суффиксальных падежей в сомали до 15 и более в агавских): глагол в предикативном падеже соответствует европейскому сказуемому главного предложения, а в косвенных падежах европейским сказуемым различных типов придаточных предложений (подчинительные союзы при этом отсутствуют) причастиям, деепричастиям, инфинитивам, отличаясь от подлинных причастии и деепричастий наличием спряжения по лицам, числам и родам субъекта. Породы глагола, афразийские по происхождению, сохраняют в К. я. исконные формальные показатели и значение Основные средства словоизменения и словообразования суффиксация и внешняя флексия, реже используются префиксация, редупликация корня и внутренняя флексия.
Основная общекушитская схема порядка слов в предложениях и словосочетаниях «субъектобъектглагол». Определения обычно располагаются перед определяемым. Из К. я. письменность имеют только языки сомали (с 1973 на основе латинского алфавита) и оромо (с 1977 на основе эфиопского алфавита).
Первые исследовательские материалы по К. я. появились в начале XIX в., более полные описания, составленные немецким учёным Л. Райнишем, в конце XIX в. Немецкие языковеды С. Лотнер (1860), а затем Р. Лепсиус (1880) выделили К. я. среди других семито-хамитских, ныне называемых афразийскими. Важнейшие описания отдельных К. я. принадлежат итальянским учёным К. Конти-Россини, Черулли и М. Морено, позднее, начиная со второй половины 40-х гг., были опубликованы различные исследования Р. Абрахама, К. Белла, Ф. Палмера (Великобритания), Хецрона, В. Леслау (США) и др. Материалы К. я. используются также в общих работах по афразийскому языкознанию: И. М. Дьяконов (СССР), М. Коэн (Франция) и др.
Литература:
Юшманов Н. В., Языки Абиссинии, в кн.: Абиссиния (Эфиопия), М.Л., 1936;
Дьяконов И. М., Семито-хамитские языки, М., 1965;
Cerulli E., Studi etiopici, t. 14, Roma, 19361951;
Tucker A., Bryan M., The Non-Bantu languages of North-Eastern Africa, L., 1956;
Их же, Linguistic analyses. The Non-Bantu languages of North-Eastern Africa, L., 1966;
Tucker A., Fringe Cushitic, «BSOAS», 1967, v. 30, pt. 3;
Fleming H., Classification of West Cushitic within Hamito-Semitic, в сб.: Eastern African history, N.Y., 1969;
Palmer F., Cushitic, CTL, v. 6, 1969;
The Non-Semitic languages of Ethiopia, Detroit, 1976.Т. Л. Вегошкина.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.