- католицизм
католици́зм в Африке. На начало 1980-х гг. число католиков в Африке превышало 52 млн. человек (свыше 10% населения континента). Католики составляют большинство населения Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Экваториальной Гвинеи, Габона, Реюньона и Сейшельских Островов, от 1/3 до 1/2 населения Бурунди, Заира, Руанды, Лесото, Конго, Уганды, Анголы и Маврикия, около 1/4 Камеруна, Кении, Танзании, Того, Замбии, Малави, Мадагаскара, Намибии, Мозамбика. Высшее католическое духовенство насчитывает 14 кардиналов, 36 архиепископов и свыше 300 епископов-африканцев. На континенте свыше 13 тыс. священников, свыше 40 монашеских конгрегации, более 18 тыс. монахов и монахинь. Распространение К. в Африке началось в период Реконкисты и европейской колониальной экспансии XVXVI вв. Дипломатические контакты папства с африканскими странами устанавливались с XIII в.: францисканские и доминиканские миссионеры были первыми представителями католической церкви при эмирах Марокко, несколько миссий было отправлено в Эфиопию. Католическая церковь стала вдохновительницей и участницей европейских колониальных захватов. Ведущую роль в колониальных экспедициях в Африку в XVXVI вв. играла Португалия. Деятельность Генриха Мореплавателя была неразрывно связана с католическим военным рыцарским Орденом Христа (основан в Португалии в 1319). Первое африканское католическое епископство было создано в Сеуте в 1415. До середины XV в. всё западно-африканское побережье входило в подчинение епископа Сеуты. С середине XV в. португальцы вступили в контакт с африканскими государствами Гвинейского залива, Камеруна, Заира и Анголы. В 1487 они обосновались на восточно-африканском побережье. В местах высадки португальцы основывали укрепленные форты, ставили большие кресты-падраны, символизировавшие вступление Португалии во владение новой землёй «во имя бога и короля». Согласно папским буллам (актам), португальцы распространяли католическую веру, строили церкви и монастыри. Эти документы положили начало политике патроната фактической монополии Португалии на земли, «открытые» её подданными. В 1493 папа Александр VI официально установил линию раздела сфер колониальных захватов между Испанией и Португалией (уточнена испано-португальским Тордесильясским договором 1494). В XVI в. на Мадейре было создано епископство, затем архиепископство. В 1534 в ранг епископства был возведён приход острова Сан-Томе, который стал одним из крупнейших центров работорговли. Юрисдикция епископства Сан-Томе распространялась на территории Заира и Анголы. В 1491 усилиями францисканцев в государстве Конго были построены первые церкви, правитель Конго, члены его семьи, представители местной знати приняли католическую веру. В 1518 папа Лев X посвятил в сан епископа первого африканца 23-летнего сына правителя Конго; католическая община африканцев в Конго уже к середине XVI в. насчитывала несколько десятков тыс. человек. Религиозная нетерпимость португальцев, варварски уничтожавших памятники африканских традиционных культов и верований, часто приводила к массовым волнениям и движениям протеста. Падение влияния португальцев привело к тому, что большинство новообращённых католиков возвратилось к традиционным культам. В 1555 иезуитам пришлось покинуть страну, практически не оставив после себя католической общины. В 1590 в районе основанного португальцами г. Сан-Паулу-ди-Луанда (Ангола) насчитывалось около 20 тыс. католиков. Однако к начале XVII в. католические общины Африки оказались на периферии внимания как португальской короны, занятой завоеванием Индии, Индонезии и Цейлона, так и папского престола. К концу XVII в. Нидерланды, Великобритания и Франция стали оспаривать у Португалии право патроната.
Европейская колониальная экспансия 2-й половины XIX в. в Африке привела к разделу этого континента между крупнейшими европейскими державами. Подъём католической миссионерской деятельности в XIX в. был связан прежде всего с активностью католической церкви во Франции, где было создано несколько миссионерских конгрегаций, ставивших целью христианизацию африканских народов. Папа Григорий XVI учредил в Африке несколько миссионерских округов. В 1842 был создан викариат в Гвинее и Сьерра-Леоне, позднее границы викариата были расширены на всё западное побережье Африки. В 1846 был учреждён викариат Центральной Африки, охватывавший территорию от западно-африканского побережья до Эфиопии, включая Сахару, часть Западной и Центральной Африки. Во 2-й половине XIX в. папский престол менял границы церковных округов в Африке, приводя их в соответствие с границами колониальных владений западных держав. В 1887 в Африке насчитывалось 22 округа, к концу XIX в. 56. В начале XX в. в африканских странах число католиков составляло 1,5 млн. человек. Помимо религиозной деятельности католики наиболее активно действовали в сфере здравоохранения и просвещения. Традиционной сферой идейного влияния католической церкви оставалось образование. В начале XX в. в их ведении находилось более 30 тыс. начальных и средних школ, десятки духовных семинарий, тысячи профессиональных школ, лицеев и колледжей, несколько институтов и университетов. Перед Второй мировой войной число католиков-африканцев увеличилось до 7,6 млн. человек.
После Второй мировой войны католическая церковь значительно активизировала свою деятельность среди интеллигенции. В условиях распада колониальной системы и бурного подъёма национально-освободительного движения церковь прибегла к «упреждающей» тактике, которая состояла в стремлении ограничить рамки и пути развития африканских стран к независимости, сохранить их связи с метрополиями. Католическое духовенство активно выступало с позиций антикоммунизма и осуждения революционных движений. Отрицая причастность к колониализму, церковь подчёркивала свои цивилизаторские заслуги и «наднациональный» характер. Одновременно католические силы развернули пропаганду, направленную на доказательство необходимости сохранения всевозможных форм европейского присутствия в африканских странах. С середины 50-х гг. католики расширили функции и сферу деятельности светского апостолата. Наиболее сильные позиции занимали различные светские международные организации Католические действия: молодёжные, женские, профессиональные, детские, благотворительные и другие объединения католиков, действующие под наблюдением местных епископатов. Однако попытки создать в Африке клерикальные партии успеха не имели. Некоторому влиянию христианской идеологии подверглись отдельные партии в Заире, Уганде, Лесото, Гамбии, Камеруне и на Мадагаскаре. Большую активность в африканских странах развивали христианские профсоюзы, сыгравшие заметную роль в развитии национально-освободительной борьбы. До середины 50-х гг. христианская церковь в Тропической Африке пользовалась почти монопольным правом в сфере образования. Значительная прослойка африканцев, получивших образование в католических университетах, заняла ключевые посты в правительственных и государственных аппаратах.
К моменту завоевания африканскими странами политической независимости в Африке насчитывалось 257 духовных округов, число католиков увеличилось до 17 млн. человек. В новых условиях католическая церковь пыталась примирить обострявшиеся противоречия бывших колоний и метрополий, удержать африканские страны в рамках капиталистической системы; критикуя наиболее реакционные аспекты колониализма, призывала к установлению между «бедными» молодыми африканскими странами и «богатыми» капиталистических отношений в духе «истинной солидарности наций». В 60-х гг. большинство африканских стран установило дипломатические отношения с Ватиканом. Общее руководство деятельностью католических церквей осуществляется через Конгрегацию евангелизации народов, которая имеет в Африке 6 апостолических делегаций (для Центральной, Центрально-Западной, Западной, Восточной, Южной и Северной Африки).
Католическая церковь активизировала политику «африканизации», которая включала организационно-структурную перестройку, направленную на создание независимых африканских церквей (увеличение духовных округов, продвижение их в ранг епископств и архиепископств) и развитие сотрудничества между католическим духовенством на национальном, региональном и общеафриканском уровнях. Создавались национальные кадры миссионеров, монахов и духовной иерархии на всех ступенях. К началу 70-х гг. африканцы составляли уже более 1/4 общего числа католических священников в Африке, среди них 7 кардиналов. Наибольший процент африканского духовенства в Гвинее, Камеруне, Буркина-Фасо, Бенине, на Мадагаскаре, в Нигерии, Заире, Анголе и Мозамбике. Значительно возросла роль светских католиков в жизни церкви. Им отводилась главная роль в укреплении позиций церкви при решении актуальных политических, социальных и экономических проблем развития африканских стран. Католики-миряне активно участвовали в составлении и реализации планов социально-экономического развития, действовали в сфере образования, здравоохранения, создавали показательные фермы, хозяйства, мастерские и пр. Католики активизировали работу среди женщин, готовили сестёр милосердия, учительниц начальной школы, воспитательниц детских садов. Новым явлением в жизни африканской католической церкви стало создание женских монастырей. В клерикальной среде этот процесс «обновления» модернизации церкви и всей системы католических организаций коснулся не только основных направлений социальной политики, но вопросов культа; были проведены религиозно-литургические реформы, связанные с канонизацией африканских мучеников и святых, с католическим «освящением» африканских религиозных мест, введением богослужения на местных языках, включением в культ элементов африканской музыки, танцев и обрядов, внесением в литургию элементов африканского фольклора, ритма, экспрессии. Католическая пропаганда использует радио, печать (периодика, журналы католических движений, издания для молодёжи, женщин и т. д.), кино, телевидение. Полностью или частично Библия переведена на многие африканские языки и диалекты.
В период после провозглашения независимости во многих африканских странах был осуществлён ряд мер по ограничению сферы деятельности церкви.
Литература:
Андреев М. В., Католицизм и проблемы современного рабочего и национально-освободительного движения, М., 1968;
Великович Л. Н., Кризис современного католицизма, М., 1967;
его же, Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970;
Лот Х., Колониализм под сутаной, [пер. с нем.], М., 1962;
Мчедлов М. П., Католицизм, М., 1970;
Общество и государство в Тропической Африке. [Сборник статей], М., 1980;
Овчинников В. Г., Католическая церковь в Западной Африке, М., 1982;
Старушенко Г. Б., Нация и государство в освобождающихся странах, М., 1967;
Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964;
Шерн-Борисова И. С., Христианская религия и современный колониализм, М., 1965;
Шпажников Г. А., Религии стран Африки. Справочник, 2 изд., М., 1981;
Bane M. J., Catholic pioneers in West Africa, Dublin, 1956;
Beetham T. A., Christianity and the New Africa, L, 1967;
Chevalier J., La politique du Vatican, P., 1969;
Delavignette R., Christianisme et colonialisme, P., 1960;
Dessarre E., LAfrique noire chrétienne, P., 1960;
Les Eglises chrétiennes et la décolonisation, P., 1967;
Groves C. P., The Planting of Chiristianity in Africa, v. 14, L., 194858;
Hastings A., Church and Mission in modern Africa, N.Y., 1967;
Kange E., La politique dans le système religieux catholique romain en Afrique de 1815 à 1960, Lille, 1976;
Latourelle K. S., A history of the expansion of Christianity, v. 17, L., 193845;
Mbiti J. S., Introduction to African religion, L., 1975,
Prélot R., La presse catholique dans le tiers monde, P., 1968.В. Г. Овчинников.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.